А ну-ка бомж, купи патент

На берегах Невы, где проживают 4,8 миллиона человек, выходит 419,9 тысячи экземпляров периодических изданий — один экземпляр почти на 12 горожан. Показатель один из самых низких в стране: в 2,3 раза меньше, чем в среднем по России. Санкт-Петербург, претендующий с некоторых пор именоваться культурной столицей Всея Руси, по количеству периодики на душу читающего населения опережает только Туву, Дагестан, Ингушетию и Чечню, в которой вообще ничего не издается.

Тем не менее на столь скудном рынке прессы коллизии случаются совсем не скучные. Стало, например, плевым делом торговать газетными редакциями вместе с табуретками и журналистами, как картошкой на базаре. С нынешнего года, к изумлению многих читателей, в городе появились две газеты с почти одинаковыми названиями, но абсолютно различные по содержанию. Оказывается, “Московский комсомолец”, владея контрольным пакетом акций респектабельной питерской газеты “Час пик”, продал ее некой тверской фирме. Журналистский коллектив с актом купли-продажи не согласился и продолжает выпускать прежнюю газету, добавив к хорошо известному в городе логотипу слово “Петербургский”. Новую газету с купленным логотипом новые хозяева так же любезно рассылают подписчикам, у которых ото всех этих рыночных катавасий начала тихонько сползать крыша. А чтобы она не съехала окончательно, оба издания долго извинялись и растолковывали, чем же они отличаются друг от друга.

А вот в какую рыночную передрягу попала другая питерская газета “На дне”. Это единственное в России издание, аналог которого мне, во всяком случае, не известен, рассказывает о бездомных и отверженных, их жизни и проблемах. Держится она на газетном рынке уже четвертый год, выходя раз в месяц тиражом в 10 тысяч экземпляров. Стоит рубль, из которых 60 копеек получают распространители — сами бомжи. Свежий номер разбирают человек 50 по 200 экземпляров на брата и продают их, в основном, в пригородных электричках, да у станций метро. Люди покупают — кто ради экзотики, больше из сострадания. Хоть и мизерный, но продавцу приработок. Но бдительные власти не дремлют: чтобы торговать газетой, даже такой, как “На дне”, что нужно? Правильно: получить свидетельство о предпринимательской деятельности и патент приобрести. За деньги, разумеется.

Это какой же бомж патент покупать станет? А не может, глаголет власть устами представителей районных администраций, на территориях которых процветает незаконная торговля, — пусть покупает патенты своим бездомным негоциантам благотворительный фонд “Ночлежка”, являющийся учредителей газеты. А руководитель фонда Валерий Соколов пытается втолковать чиновникам, что доходов от газеты — кот начхал, что она ради того только и выпускается, чтобы хоть как-то отвлечь людей от воровства, хулиганства и прочих безобразий и дать им возможность немного заработать.

Само собой, перед законом у нас все равны, а представители городского дна, может, даже и “равнее” всяких там монополий, не платящих миллионные суммы в бюджет. Так что обложить обитателей питерских чердаков и подвалов лицензиями и патентами, акцизами и налогами — святое дело. Интересно, если бомжи начнут делиться с государством своими сверхдоходами, насколько интенсивнее станет прирастать финансовое могущество державы? Тут, конечно, вопрос...

Юрий КУКАНОВ.
Санкт-Петербург.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить