Живешь в Мурманске — учишься в Москве

Возможно ли такое?

В советские времена заочная форма получения высшего образования не была особенно престижной. А за годы начала реформ почти исчезла. И только в 1995 году Госкомвуз России одобрил концепцию единой системы дистанционного образования.

Сама система дистанционного образования достаточно проста и основана на принципе его доступности широким слоям населения вне зависимости от места проживания. В Англии еще в 1963 году тогдашний премьер-министр Гарольд Вильсон высказал идею “эфирного университета” — объединения вузов, использующих телевидение для заочного обучения. Более двадцати лет в США работает институт дистанционного образования фирмы “Дженерал моторс”. Да и у нас в свое время для студентов-заочников центральное телевидение регулярно проводило лекционные и практические занятия на базе ведущих вузов Москвы. Конечно, нынешнее телевидение России подобные полезные программы показывать не будет по вполне понятным причинам.

Так что дистанционное образование в нашей стране пока развивается по другому пути. Ряд ведущих государственных вузов России, а среди них — Авиационно-технологический университет имени Циолковского, Экономическая академия имени Плеханова, Индустриальный университет (бывший завод-втуз при ЗИЛе), Институт стали и сплавов, Томский политехнический университет — учредили Институт новых форм обучения. Сегодня ИНФО имеет региональные центры в 23 городах России, а также Риге, Тбилиси, Минске, Гродно, Таллине и Симферополе. И если вы хотите обучаться в аналогичном вузе, входящем в систему ИНФО, то нужно прийти в региональный центр и написать соответствующее заявление. Например, в Мурманске это технический университет, в Ростове-на-Дону — академия сельхозмашиностроения, в Риге — институт мировой экономики. После вступительного собеседования вас зачислят в выбранный столичный вуз, будут регулярно высылать учебно-педагогические пособия, аудио- и видеоматериалы. Сдавать экзамены вы будете преподавателям местных вузов, которые юридически числятся также сотрудниками вузов столичных. Ну а диплом вы получите абсолютно такой, как если бы учились в Москве.

— Основывая ИНФО, мы ориентировались на то, что существуют значительные социальные группы, которых не устраивает традиционное образование, — говорит проректор института профессор Николай Калашников. — Это не только молодежь, не прошедшая по конкурсу, но и юноши и девушки, которые уже работают или по каким-то причинам не могут покинуть родной город. Ведь ни для кого не секрет, что, если вам удалось поступить на бесплатную форму обучения в столичный вуз, надо еще и на что-то жить в Москве, а это ныне очень дорого. Кроме молодежи, дистанционное образование привлекательно для офицеров и солдат срочной службы, высвобождающихся работников “оборонки”, безработных, заключенных, руководителей и работников региональных органов власти и управления и так далее. То есть для всех людей, которые по каким-то причинам не хотят или не могут уделять время регулярным занятиям. Особенно полезно дистанционное образование для инвалидов, для которых существуют серьезные медицинские и психологические ограничения для занятий в вузах.

Кстати, в той же Америке дистанционным образованием охвачено около 37 процентов заключенных. Конечно, условия в тюрьмах там сильно отличаются от российских. У нас же перед развитием дистанционного образования стоит немало проблем, которые тормозят это полезное дело.

Самая простая из них — расширение сети региональных центров, работающих со столичными вузами. Она постепенно расширяется и охватывает даже те города, где нет институтов и университетов. Так, еще в 1995 году по поручению столичного правительства Московский государственный индустриальный университет открыл центр в Буденновске на базе средней школы № 2. Преподают там, в основном, кандидаты наук. Примечательно, что в ближайшее время региональные центры дистанционного обучения откроются и в дальнем зарубежье — США, Германии, Китае, Индии и других странах. Оказывается, там есть немало людей, желающих получить диплом российского вуза.

Гораздо более сложная проблема — финансовая. Нетрудно догадаться, что за обучение по системе дистанционного образования надо платить. Хотя цены у госвузов, входящих в ИНФО, порядком ниже, чем у коммерческих: 1000 долларов за год обучения для россиян и 1200 долларов — для граждан СНГ. Лишь “Плехановка” установила особую цену — 1800 и 2200 долларов соответственно. С одной стороны, платность дистанционного обучения понять можно: государственные вузы сегодня переживают далеко не лучшие времена. А с другой, очевидно, что большинство граждан, на которых рассчитана новая форма обучения, не в состоянии платить. Ну где возьмут лишнюю тысячу долларов солдат срочной службы, уволенный в запас офицер, мать-одиночка, инвалид, не связанный с оргпреступностью заключенный?

В ИНФО понимают эту проблему и организовали бесплатное обучение для заключенных одной из зон Московской области. Кроме того, бесплатно обучаются и русскоязычные жители Прибалтики. Стоит отметить, что люди здесь не едут учиться в Москву и Санкт-Петербург еще и потому, что боятся: обратно их могут не пустить. Кстати, власти Эстонии и Латвии несколько раз задерживали российские учебно-методические материалы, видимо, считая их пособиями для... шпионов и диверсантов. Комментарии излишни.

Совершенно очевидно, что дистанционное образование в России нуждается в целенаправленной государственной поддержке. Еще в бюджете 1996 года на эти цели было запланировано 226 миллионов неденоминированных рублей. Вузы же не получили ни копейки. В нынешней ситуации рассчитывать на улучшение вообще не приходится. Образованные люди этой власти, видимо, не нужны...

Андрей ЩЕРБАКОВ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить