«ЗА КОГО БЫ МЫ НЕ ПРОГОЛОСОВАЛИ В БОЛГАРИИ, ВСЕ РАВНО НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТСЯ, — считают сегодня рядовые болгарские граждане

"Если болгары и получили какой-то урок за прошедшие 10 лет, так это в том, что демократия может принести с собой бедность так же как и коммунизм", - пишет ирландский журналист Крис Стивен в номере "Айриш Таймс". Но большинство болгар, у которых он берет интервью в своей заметке, не согласны с ним и считают, что жизнь в "послеконтрреволюционной" Болгарии стала намного хуже, чем когда-либо была при социализме.

"Рабочие, крестьяне, студенты и диссиденты, - все надеялись выиграть от нового порядка вещей", - пишет он. - "Это совсем не то, о чем мы мечтали", - говорит бывший диссидент Михаил Неделчев. "Создалась лишь маленькая группа очень-очень богатых людей". Целых 23 года диссидент Неделчев старался "не попасть в тюрьму, но и не поступиться принципами демократии". Сегодня, как и раньше, он работает в одном из университетов.

А его бывшие цензоры из шестого Департамента (болгарской службы безопасности) теперь наслаждаются прелестями капитализма... "У этих ребят хорошие связи. Сегодня они все стали банкирами и бизнесменами. Димитр Иванов, который возглавлял один из самых секретных отделов шестого департамента, сегодня - владелец своей фирмы. Он не прячет своего прошлого – он даже написал об этом книгу!" - рассказывает Неделчев.

Ирландский журналист Стивен продолжает: "Перемены в Болгарии были не революцией, а своего рода спазмом: это произошло совершенно неожиданно, когда через день после падения Берлинской стены Тодор Живков подал в отставку после 30 лет работы на своем посту... Многие из бывших коммунистов просто остались на своих постах".

Рабочий Стефан Парванов говорит: "У меня смешанные чувства. Я думал, что до этого у нас была нормальная жизнь. У нас было полно работы". Стефан работал на цементном заводе. После "революции" 1989 года директор этого государственного предприятия продал за гроши все оборудование и заказы новой, частной фирме, которая принадлежала, по "случайному" совпадению, его близкому другу. Когда сделка была завершена, директор подал в отставку и присоединился к товарищу... Предприятие было фактически разрушено. Число рабочих сократилось на 2/3. "И хотя Стефан избавился от страха перед коммунистической полицией, на смену этому пришел новый, худший страх. СТРАХ ЗА СВОЙЗАТРАШНИЙ ДЕНЬ, - пишет газета.

"Раньше ты знал, что у тебя есть работа. Теперь ты даже боишься уйти в отпуск, потому что можешь вернуться и обнаружить, что твоей работы больше нет", - говорит Стефан Парванов. Впрочем, он больше и не может позволить себе и своей семье поехать отдыхать; он получает на 1/3 меньше, чем при социализме, а цены выросли во много десятков раз...

Все деньги уходят на квартиру и на помощь дочери-студентке. "Мы очень-очень разочарованы", рассказывает он. "Мы надеялись, что за эти 10 лет будет заметен хотя бы малюсенький шажок к лучшему. Практически люди потеряли всякую веру, теперь они думают - за кого бы мы ни проголосовали, все равно будет то же самое".

Однако болгарский президент Петр Стоянов считает, что разочарование это связано не с "реформами и не с нашим выбором европейских ценностей, а с тем, как мы осуществили эти реформы на практике"... Покажите тогда нам какую-либо страну, г-н Стоянов, где эти реформы были бы осуществлены по-другому и осчастливили бы или хотя бы принесли какое-то облегчение широким народным массам! Хотя бы одну...

Ирина МАЛЕНКО. (по материалам "Айриш Таймс")

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить