История о том, Как пропал российский торговый флот

Согласно аналитическим материалам Министерства антимонопольной политики, в настоящее время отечественный флот практически исчерпал физический срок службы. Происходит его интенсивное списание, практически без какого-либо существенного пополнения. При этом внимание аналитиков не привлек тот факт, что лучшие российские торговые суда были проданы за долги, путем замысловатой схемы залоговых кредитов.
По данным Союза российских судовладельцев, сокращение российского флота вынуждает ежегодно расходовать на фрахтах зарубежных судов 2-4 млрд. долларов. Для сравнения: в 1991 году отечественный флот перевез 65процентов экспортно-импортных грузов, отправляемых по морю. В 1997 году на его долю пришлось лишь 6 процентов грузов, то есть в 10 раз меньше. По сути дела российский торговый флот, некогда бывший самым крупным в мире прекратил свое существование. Этот факт и констатировало Министерство в своем аналитическом докладе. Теперь бывшие советские суда бороздят просторы океана под флагами других государств. Те, что остались на российских пирсах — либо морально устаревшие посудины, либо просто откровенный лом.
После начала приватизации на торговом флоте его главные «жемчужины» были проданы на сторону. При этом применялась одна и та же хорошо зарекомендовавшая себя схема, позволявшая действовать практически безнаказанно. Сначала на базе региональных флотов были созданы многочисленные акционерные общества. Затем руководители новообразований приступили к созданию дочерних фирм, с юридическими адресами на оффшорных островах, куда перечислялась часть полученной прибыли. Этого новым судовладельцам показалось мало. Как говорится аппетит приходит во время еды. Была придумана хитрая схема кредитования головного предприятия через длинную цепь подставных фирм. Кредит оформлялся в залог лучших судов. После истечения сроков кредита, в течение которого руководство данного конкретного акционерного общество и не собиралось чесаться, чтобы расплатиться с инвестором, объявлялся кредитор. Он и не думал заранее объявлять о своих претензиях. Судно без какого-либо предупреждения арестовывалось в иностранном порту, в котором у новодельных пиратов были хорошо проплаченные связи, и после недолгого согласования минимальных формальностей очередная «жемчужина» уходила с молотка под другим флагом, чтобы затем обслуживать наши же перевозки.
Существует мнение, что эти суда до сих пор остаются собственностью российских владельцев, только прибыль от них уходит не в российскую казну, а в карманы бывших президентов акционерных обществ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить