“Океанский привет и наилучшие пожелания посетителям и сотрудникам сайта “ПРАВДА” — Интернет” НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ РУССКОГО РОБИНЗОНА

В России есть такой уникальный путешественник, который в свои 47 лет совершил уже около сорока разнохарактерных походов и экспедиций по всем широтам матушки Земли, плавал во всех океанах, побывал в 70 странах мира. Это наш храбрый соотечественник яхтенный капитан Федор Конюхов. Он в одиночку дошел до Северного и Южного полюсов, взошел на горные пики всех семи континентов планеты, включая ледово-скалистый массив Винсон в Антарктиде, дважды на яхте совершил кругосветки, сейчас участвует в международной парусной гонке “Вокруг света — в одиночку” на яхте “Современный гуманитарный университет”. Финиш намечен в мае 1999 года. Все его путешествия проходили в труднейших, экстремальных условиях и подчас связаны с неожиданными эпизодами, приключениями, вплоть до того, что он вступил в неравную схватку с пиратами, укравшими его яхту и превратившими его в Робинзона Крузо. Но он отбил свое детище и продолжил плавание. И закономерно отечественные и зарубежные журналисты и путешественники считают Федора Филипповича Конюхова универсальным следопытом.

Выбрался из снежного плена

Его давно тянуло на Север, хотелось узнать, что там, за горизонтом белой пустыни, и каков он, Северный полюс. Дедушка Федора был офицером старой армии, служил вместе с Георгием Седовым, который стал известным полярным исследователем. Перед последним трагическим походом Георгий снял с шеи свой православный крестик и отдал другу-офицеру. Сказал, что, если не вернется, пусть осуществит его идею один из сыновей или внуков друга. Рассказывая любимому, физически крепкому и любознательному внуку Феде о легендарном Седове, вручил ему крестик и передал завещание путешественника. Глубоко в душу юноши запало напутствие деда и русского офицера. И он с детства готовил себя к походам, закалял себя физически. Спал с братом Павлом на сеновале, купался в холодной воде, не раз с отцом-рыбаком ходил на путину в Азовское и Черное море. А в 15-летнем возрасте на весельной шлюпке пересек Азовское море, ориентируясь по Солнцу и звездам.
Когда пришла пора первого похода к Северному полюсу в составе группы известного полярного путешественника полковника запаса Владимира Чукова, он оказался самым выносливым и одним из первых достиг полюса. Но в том походе одного из участников постигла трагическая участь Георгия Седова. Прощаясь с товарищем со слезами на глазах, Федор дал себе клятву — самостоятельно осуществить идею Седова. И на следующий год отчаянный молодой человек отправился в одиночный бросок к северной макушке Земли. И через 72 дня, упрямо двигая лыжами и буксируя за собой нарты с продуктами и спальным мешком, достиг цели. И тут чуть не погиб...
Бывали случаи, когда бывалый путник испытывал чувство тревоги и отчаяния... Медленно поднимаясь на антарктический массив Винсон, сплошь покрытый льдом и снегом, приходилось вырубать ступеньку для каждого шага, цепляться за каждый бугорок, иначе свирепый холодный ветер мог легко сдуть человека с пятикилометровой высоты словно пушинку. На вершине Винсона впервые появился Государственный флаг Российской Федерации. Обратный путь оказался еще более опасным и трудным, иногда его приходилось одолевать ползком...
Но настоящую тревогу он ощутил после восхождения на массив у его подножия. Там Федора застала такая неистовая пурга, что даже незаходящего летнего солнца не было видно. “Сплошная белая стена! — вспоминает мой друг. — Сижу в палатке, которую ураган сильно треплет, пытается сорвать и унести прочь! Дрожу от холода и жду самолета — сутки, двое... Продуктов уже нет, ведь в гору шел налегке. Грызу последние сухари. Впервые ощутил настоящий ужас перед буйством стихии. Молю Бога о помощи. На мое счастье, все это продолжалось “только” трое с половиной суток”.

И киты опасны яхтам

Да, эти мирные, самые крупные морские животные, вес которых достигает почти двух тонн, представляют немалую навигационную опасность для малых судов. Это подтверждают и факты столкновения с ними яхт Федора Конюхова и французской спортсменки Изабель Отиссье во время нынешних международных парусных гонок. Кита, окраска которого соответствует цвету моря, очень трудно заметить, особенно в толчее волн, да и обойти в последний момент нелегко, учитывая его почти 40-метровую длину.
“И вот однажды в Индийском океане я ощутил удар, правда, не жесткий, а более мягкий, — рассказал мне Федор по космическому телефону. — Но все же встряска была солидная, к тому же один из двух рулей оказался погнутым”. Хуже досталось Отиссье — тоже напоровшись на кита, ее яхта получила повреждение всего рулевого управления и стала вилять, появилась течь в корпусе.
Никогда не забудет Федор, как на “Караане” в южных водах он оказался в “плену” у большой стаи китов, их было около двадцати. Черные туши то всплывали, то погружались. Ничего не стоило одному из океанских гигантов поднять яхту на своей спине и перевернуть ее или разбить одним взмахом мощного хвоста. Чтобы отпугнуть их, попытался палить из ракетницы, а затем запустил двигатель и таким образом вырвался из окружения в общем-то мирных “подлодок”.
Однажды храбрый капитан побывал и за бортом стремительно шедшей под всеми парусами яхты. При сильной качке повис на гике над бушующими волнами, и его бросало с одного борта на другой... Если бы не был пристегнут страховочным концом, достался бы на обед... акулам.

Побывал Федор и пиратом

Да, и в самом прямом смысле. А вынудили его к этому коварные современные флибустьеры с Марианских островов, затерявшихся в Филиппинском море. Они самым наглым образом увели его яхту “Формоза”.
“На эти острова я не собирался заходить, но еле довел туда яхту из-за болезни. Меня бросало то в жар, то в холод. Мучила жажда, было сильное расстройство желудка. На одном из островов попал в госпиталь для бедных. Условия там были неважные. Через двое суток меня взяла к себе домой медсестра госпиталя китаянка Лиань Чиньше; узнав, что я русский, прониклась ко мне уважением. Заботливая молодая вдова хорошо ухаживала за мной. Однажды пришла из госпиталя очень расстроенная. И сказала, что мою яхту кто-то украл! Она плакала. И внутренне я тоже рыдал. Двое суток не спал. Потом попросил ее отвезти меня в местный яхт-клуб, чтобы как-то прояснить обстановку. Ведь без “Формозы” весь мир для меня опустел. В моей жизни чего только не случалось, и каждый раз я выкарабкивался из различных передряг. Но в такую ситуацию попал впервые. И тогда подумалось: неужели мне суждено навсегда остаться здесь, на далеком острове, и до конца своих дней коротать жизнь в качестве Робинзона?”
Спасительница Федора подсказала, что пристанище пиратов чаще всего бывает на острове Манагаха, что в 50—60 милях отсюда. Этот остров Федор видел на карте. Вдруг к причалу яхт-клуба подошел катер, из которого вышли бандитского вида пассажиры и направились в бар. И тут Конюхов пошел на отчаянный шаг — овладел катером и на полной скорости направился к пиратскому острову. Уже вечером обошел его и в одной бухточке на рейде увидел свою “Формозу”! Из-за скалы наблюдал: на борту сидели пять бандитов, выпивали, видимо на радостях, и закусывали его продуктами! В полночь трое из них сели в надувную лодку с мотором, стоявшую у яхты, и ушли к противоположному берегу. Остались двое...

Пора действовать!

Федор — не из робкого десятка. Не зря прошел школу лихого моряка на балтийском десантном корабле, был воином-интернационалистом в джунглях Вьетнама и Никарагуа. И вот, раздевшись до плавок, поплыл. Но что это: его ноги обвивают какие-то холодные гибкие “хоботы”? Вспомнил — в этих местах обитают ядовитые морские змеи! А их укус смертелен! Испугался и, устав, перевернулся на спину, стало легче. Правда, с головы в воду соскользнула прикрепленная к ней одежда, но это неважно, главное — выжить. Глядя на звездное небо, обратился, по его словам, к самой яркой звезде и попросил ее о помощи в вынужденном пиратстве.
Наконец, добрался до кормовой площадки яхты. Прислушался, тихо. Пьяные пираты, видимо, спали. Еле влез на борт. Снова прислушался. В штурманской рубке храпел один из бандитов. Федор постучал в дверь и, когда тот высунул голову, двинул его по затылку металлической ручкой от шкотовой лебедки. Другого пирата, спящего в каюте, стукнул тяжелой разделочной доской. Связал протрезвевших “голубчиков”, погрузил на надувную лодку и в ту же ночь ушел от этого проклятого места. “Я был на седьмом небе от счастья!” — записал он в дневнике.

Нынешняя кругосветка — снова риск и нервотрепка

Об особом испытании участников гонки “Вокруг света — в одиночку” на глобальном маршруте, длиной 27 тысяч морских миль, свидетельствуют многие факты. Прежде всего, из заявленных 39 шкиперов из 17 стран стартовало всего 16 яхтсменов из 9 стран. Остальные отсеялись, не выдержав предварительного квалификационного заезда до Чарлстона протяженностью не менее двух тысяч миль, а также по техническим или финансовым причинам. А из 16 ушедших в море сейчас осталось... девять яхт. В том числе обе российские. Яхта лидера гонки француженки Изабель Отиссье во время урагана совершила “овер-киль”, то есть перевернулась. Отважную спортсменку спас итальянский шкипер Джованни Сольдини. Наш “рыцарь моря” Федор Конюхов, приняв сигнал “sos”, тоже спешил на помощь коллеге, но его яхта находилась на большем расстоянии, чем итальянская.
На пути от берегов Старого Света к Новому Конюхов выдержал три жестоких ураганных налета при сильнейшей качке на его яхте двигатель сошел с фундамента. А уже на подходе к Америке ураган “Даниел” со скоростью более 100 миль в час вкупе с мощным течением Гольфстрим, порвав в клочья паруса, пытался отнести судно в зону “Бермудского треугольника”. Не хватало ему еще безвременно исчезнуть там в пучине океана! И все же наш герой, промокший, продрогший, не спавший трое суток, выкарабкался из беды. Это испытание он считает своим самым тяжелым в океане.
Если в районе Бермуд Конюхов, к счастью, не исчез, то в Индийском океане, при подходе к Новой Зеландии, от него восемь суток не было вестей. Члены гоночного комитета, друзья и близкие забеспокоились. Ведь спутник фиксировал движение яхты, а капитан молчал. Оказывается, вышла из строя радиоэлектроника. Конюхов предпринял отчаянные попытки к ее восстановлению, и происшествие развеялось.
Но необычный, пожалуй, уникальный случай произошел во время подхода к мысу Горн. Дельфины, вечные спутники судов, шли рядом с яхтой, как бы соревнуясь в скорости. Федор с детства очень любит этих братьев наших меньших. Когда они приближаются к борту, он гладит рукой их плавники. И вдруг при большом крене один из резвившихся “братьев” прыгнул так, что оказался на палубе! Капитану стоило больших трудов, чтобы выдворить друга в родную стихию.

Самый несонливый

Перед стартом каждого участника гонки представители Всемирной клиники глобальной медицинской практики (Бостон) снабдили специальным наручным прибором. По работе пульса его датчик способен фиксировать, сколько времени человек спит в сутки. Оказалось, что за два прошедших этапа меньше всех, и то урывками, спал Конюхов — по 3,5 часа в сутки. Больше всех — южноафриканский яхтсмен Мил Питерсон — по 9 часов! А в среднем участники спали по 5—6 часов.
Упомянутый показатель еще раз свидетельствует о высокой физической выносливости и психологической выдержке нашего славного соотечественника, который способен на многое. И даже в трудных условиях — вести дневник, выполнять учебные и научные задания Современного гуманитарного университета, студентом которого он является. А также руководителем лаборатории дистанционного обучения в экстремальных условиях. Так что нагрузка у капитана солидная, вот почему и спать некогда.
А чем питается мореплаватель? На этот вопрос, заданный ему мной по космическому телефону, он ответил: вот сегодня вечером приготовил рисовую кашу с изюмом, попил чаю с печеньем — это был обед и одновременно ужин.

Сам себе хирург

Впервые в этих престижных гонках кроме Конюхова участвует еще один наш соотечественник — сочинский шкипер Виктор Языков, правда, выступающий в другом классе яхт. Свое детище “Ветер перемен” он изготовил своими руками и идет на ней успешно, опередив многих иностранцев, владельцев весьма дорогостоящих судов. Но однажды, в бурной Атлантике, ему не повезло — получил травмы обеих рук. На одной из них начался острый абсцесс, грозивший заражением крови. Комитет гонки рекомендовал Языкову сойти с маршрута, проследовав в ближайший порт для лечения. Он, поставив рулевое управление на автопилот, сам себе сделал операцию. А медицинские рекомендации ему давал по спутниковой связи американский профессор Даниел Карлин из Бостона.

Х х х

Итак, глобальная парусная гонка “Вокруг света — в одиночку” продолжается.

Капитан 1ранга
Леонид ЧЕРНОУСЬКО.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить