Письма ветерана Федорчука

Письма с Великой Отечественной войны — это небольшие кусочки истории нашей Родины, Великой победы над гитлеровскими захватчиками. Хранение солдатских “треугольников”, свидетелей борьбы, побед и поражений, — святое дело каждой семьи, долг школьных музеев, где собраны эти реликвии.

Два письма, которые сегодня публикует газета, рассказывают о партизанских делах знаменитой 1-й Клетнянской партизанской бригады имени В.И. Чапаева (подразделение 160), которой командовал капитан, затем майор Советской Армии Ф.С. Данченков. Дислоцировалась бригада в массиве Клетнянских лесов, контролировала в основном шоссейные и железные дороги Рославль—Брянск, Рославль—Кричев, Брянск—Унеча, часть Варшавского шоссе. В составе этой бригады воевали разведчики во главе с легендарной Аней Морозовой (посмертно в 1965 году стала Героем Советского Союза), проводившие разведывательно-диверсионную деятельность на Сещинском аэродроме.

Георгий Александрович Федорчуков, чьи письма публикуются, был призван в армию в 1940 году, служил в прославленной 1-й Пролетарской дивизии в Москве. В ее составе 24 июня 1941 года выехал на фронт. Боевые действия начались в районе р. Березина. Отходили с боями на Смоленск, переправлялись через известную Соловьеву переправу. С боями прорывались на восток. Федорчуков вместе с несколькими товарищами наткнулся на немцев, ушел в чащу леса. Попытались перейти линию фронта, но не смогли, пересидели в с. Харитоновка Клетнянского района, а затем ушли в лес, где попали в бригаду, возглавляемую Федором Данченковым.

“12.VIII.1942 года.

Здравствуйте, дорогие родные мама, Боря и папа!

Наконец выпал момент сообщить вам кое-что. Я нахожусь в партизанском отряде Брянских лесов, пока жив-здоров и невредим. Что будет дальше, не знаю. Прошел очень много и видел чересчур много. Прошел от Березины и до этих мест пешком. Побывал в ряде городов. Видел, как они (гитлеровцы. — Ю.Л.) расправляются с нашим братом, а в особенности с евреями, как они издеваются над младенцами. Привожу то, что видел собственными глазами. Один немец берет младенца за ногу и бросает вверх, другой из пистолета стреляет в него на лету. Ну, в общем, всего не опишешь, делают такие дела, что и во сне не увидишь.

Сейчас я командир взвода, взвод стоит на хорошем счету у командования. Ребята молодые, храбрые, есть один парень из Ташкента, живет где-то в старом городе.

Я пишу письмо из соседнего лагеря, пришел сюда по делу и подвернулся один профессор, которого переправляют через линию фронта. Я с ним в хороших отношениях и попросил, чтобы он сбросил мою писульку. Он согласился, его зовут Николай Григорьевич Кузнецов.

Ну пока, больше писать не могу, основное то, что от меня вы получите известие. Очень хотелось бы получить от вас, мои дорогие, писульку, но это невозможно, не говоря уже о скорой встрече.

Ну пока. Привет всем, всем, любящий вас сын”.

“Привет из Брянских лесов, 10.XI. 1942 года.

Здравствуйте дорогие родные мама, папа и Боря!

Давно вам не писал, потому что не на чем было отправлять, во-вторых, были на операции, и, придя с нее, нас немного погоняли, наш пришлось отойти, вернее, спрятаться, потому что нам отходить некуда. Почему мы отошли. Немцев было очень много, лес-то большой, но сильно изрезан и нас обошел со всех концов. Немцев было четыре дивизии. Но это ерунда, факт тот, что все из окружения вышли.

На операции мы уничтожили много немцев, одну станцию, два полустанка и расковыряли на 40 километров железные дороги и Варшавское шоссе.

Живем пока ничего, успел выпасть снег, немного холодновато, но ничего, пока живем. Ждем с нетерпением своих братков (Красную Армию). Надеемся, что зимой они будут у нас. Вы, наверное, получили мои письма с адресом ППС 736, подразделение 160 Данченков. Я писал, что со мной есть ташкентский парень, мы с ним дружим. Ну пока все. Основное пока живы-здоровы, а это самое главное. Наверное, читали в газете о моей награде (орден Красной Звезды).

Крепко целую вас, любящий вас сын”.

В сентябре 1943 года бригада соединилась с регулярными частями Красной Армии, двадцатидвухлетний партизан Георгий Федорчуков был направлен на курсы младших лейтенантов, войну окончил штурмом Кенигсберга. Награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями “За отвагу”, “Партизану Отечественной войны” I степени, “За взятие Кенигсберга” и другими медалями.

В 1946 году Георгий Александрович был демобилизован, вернулся в родной Ташкент, в 1950 году окончил юридический институт, работал в областной прокуратуре Томска, районным прокурором, с 1958 года в Днепропетровске на должностях прокурора следственного отдела, а позднее стал помощником прокурора области. Имел классный чин старшего советника юстиции. Ныне живет в Днепропетровске, пенсионер.

Публикацию подготовил
Юлий ЛУРЬЕ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить