Илларион ГИРС: Латвия хочет избавиться от неграждан естественным путем

Младенцы, которые рождаются в Латвии, будут автоматически получать гражданство страны. С такой инициативой выступил президент республики Раймонд Вейонис.

В стране на данный момент насчитывается 242 тысячи человек, имеющих необычный статус "неграждан". Эти люди, в частности, не имеют права голоса. Подавляющее большинство из них — этнические русские.

"Предоставление статуса неграждан новорожденным — это наследие бывшего СССР, которое не следует сохранять спустя более четверти века после восстановления независимости. Латвия — современная и демократическая европейская страна. Мы должны делать все, чтобы сплотить наших людей, и в следующее столетие развития государства смотреть не назад, а вперед", — считает президент Латвии.

Возможность отмены статуса для новорожденных рассмотрят 7 сентября в Рижском замке. В дискуссии примут участие омбудсмены, правозащитники, общественники, ученые и другие эксперты.

Что изменится для неграждан, если инициатива президента будет принята, "Правда.Ру" спросила у лидера движения за права русскоязычных жителей Латвии Иллариона Гирса.

— Определения "неграждане" нет нигде в мире, кроме Латвии и Эстонии. Как в Риге собираются решать проблему негражданства?

— То, что происходит сейчас, - это спекуляция на теме негражданства. Даже если всем негражданам дать право голоса, принципиально в латвийской политике мало что изменилось бы. Оно имело ключевое значение в 90-е годы. Если бы тогда эти люди обладали правом голоса, Латвия не вступила бы в НАТО и, возможно, не вступила бы в ЕС.

Подавляющее большинство неграждан (больше 60%) — это пожилые люди, которые уже не планируют детей. Соответственно, детей, рождающихся негражданами Латвии, сейчас очень мало. Это проблема старшего поколения. И принципиально это никак не изменит позицию, даже если гражданство будут выдавать автоматически (сейчас его выдают по заявлению хотя бы одного из родителей).

Не в этом проблема. Они дождутся, пока количество неграждан сократится по естественным причинам. Они дождутся, пока их станет совсем мало, когда они не будут обладать весом, влиять на итоги выборов. И в конечном итоге власти Латвии скажут: "Да, наверное, все-таки надо дать людям гражданство". Но это сути не изменит.

— Возможно, латвийские власти испугались массовой миграции населения из страны?

— Нет. Этому режиму абсолютно все равно. На самом деле они задерживают именно статусом неграждан, потому что человек со статусом "негражданин" не может спокойно уезжать в Европу. Он сталкивается с гораздо большими бюрократическими проблемами при работе в Европе. То есть гражданин свободно уезжает, а негражданин не может. Не может, например, поехать в Англию.

А какие-то весьма незначительные шаги, которые предпринимает официальная Рига, делаются только лишь для видимости, чтобы показать, что проблема сложная: "Мы ее не то чтобы отрицаем, мы ее обсуждаем, мы над ней думаем".

Но они думают уже четверть века. И они будут думать еще какое-то время, пока число неграждан по естественным причинам не сократится до какого-то совсем уж малого количества. И тогда они сделают жест доброй воли, покажут широту своей души, и оставшимся все-таки дадут эту подачку.

Но оно не изменит ничего. Предоставление гражданства негражданам сейчас никоим образом не отменит той несправедливости, которую русское сообщество в Латвии пережило за первую четверть века. И вопрос об ответственности за это с каждым годом все более актуален.

— Депутаты от Латвии и Эстонии в прошлом году подали в Европарламент петицию с требованием расширить избирательные права проживающих в республиках неграждан. Какова судьба этого документа?

— Это не первая и не последняя подобного рода петиция. И, к сожалению, чаще всего такие инициативы служат политическим интересам конкретных депутатов, которые их продвигают. Это работа на их предвыборную кампанию, это их предвыборный капитал.

Изначально подача этой петиции не могла коренным образом изменить правовое положение. Ранее были и более серьезные петиции, но они ничего не меняли.

Но есть и положительный момент — проблема продолжает находиться в поле зрения европейских политиков. Я не говорю, что это совсем бесполезное занятие, но ожидать от него практического результата было бы неверно. То есть изначально это информационный ход, актуализация проблемы.

Беседовала Лада КОРОТУН

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить