Тюрьма на коммерческой Основе. Возможно ли такое?

Прокурор города Москвы Сергей Герасимов в прямом эфире в прямом эфире радиостанции “Эхо Москвы” рассказывает о положении дел с преступностью в российской столице и задачах, стоящих сегодня перед Московской прокуратурой в свете того, о чем говорилось на прошедшей накануне расширенной коллегии Генеральной прокуратуры.
В работе расширенной коллегии Генпрокуратуры приняли участие все прокуроры субъектов Российской Федерации. Шел заинтересованный разговор по проблемам, связанным с усилением надзора в сфере борьбы с преступностью. Перед органами прокуратуры была поставлена задача по улучшению координации в деятельности правоохранительных органов. Прежде всего, по таким направлениям, как борьба с умышленными убийствами, улучшение раскрываемости преступлений. Одна из самых серьезных проблем сегодня — экономическая преступность. Злободневна проблема искоренения взяточничества, коррупции, других злоупотреблений служебным положением.
Какое же место занимает Москва по отношению к стране в целом по части экономических преступлений? За прошлый год зарегистрировано более 13 тысяч таких преступлений. От общей массы зарегистрированного это примерно 20 процентов. Экономическая преступность в Москве, и в других регионах во многом носит латентный, скрытый характер. Из-за этого по настоящему крупных экономических преступлений в Москве выявляется недостаточно, в том числе дел, связанных с злоупотреблениями, взяточничеством, банковской, внешнеэкономической деятельностью, финансовой сферой. Перед следственным аппаратом и оперативными службами в этом плане стоят серьезные задачи. Немало и трудностей. Недостает высоко квалифицированных кадров по выявлению и закреплению доказательств этих преступлений. В статьях Уголовного кодекса нет четко сформулированных определений ущерба по названным выше статьям, нет соответствующих разъяснений и указаний в законе. Все это затрудняет расследование и привлечение к ответственности виновных лиц
По закону на прокуратуру возложена координация деятельности с другими правоохранительными органами в общей борьбе с преступностью. По части выявления злоупотреблений в самих спецслужбах можно сказать, что по представлениям прокуроров около 1300 работников милиции привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушения, связанные с проведением оперативно-розыскной деятельности, следствий и дознаний. В отношении 99 человек дела были направлены в суд за злоупотребления, взяточничество, превышение власти. Возбуждено 6,5 тысяч уголовных дел, по которым было незаконно отказано в возбуждении по заявлениям граждан, юридических лиц, либо они были укрыты от учета.
Случается, что человек, попав в милицию, бывает там оскорблен или избит. По каждому такому сигналу прокуроры на местах проводят проверки. Если факт подтверждается, мы возбуждаем уголовное дело и привлекаем виновных сотрудников к ответственности за превышение служебных полномочий.
По-прежнему много претензий к условиям содержания граждан в следственных изоляторах. Условия там ужасные, и права заключенных действительно нарушаются. Плохое медицинское обслуживание, не хватает средств для покупки белья, большая скученность в камерах... Основная причина этого в том, что государство не находит средств для расширения, реконструкции и строительства новых изоляторов. Принимались федеральные программы, которыми это предусматривалось, но деньги не выделялись и все стоит на месте. Правда, в прошлом году появились некоторые подвижки. В Москве на 30 процентов сократилось число содержащихся в следственных изоляторах. Совместные меры судов, администрации, прокуратуры и их внимание к этому вопросу позволили улучшить некоторые направления работы и чуть-чуть облегчить ситуацию. Так, суды стали внимательнее и быстрее рассматривать дела, хотя за ними по-прежнему числится более 60 процентов содержащихся в следственных изоляторах. С мертвой точки сдвинулся и вопрос об ускорении этапирования тех, в отношении кого приговоры вступили в законную силу. Ведь доходило до того, что МВД не оплачивает министерству путей сообщения за выделяемый транспорт и люди не вывозятся в места лишения свободы, а продолжают содержаться в следственных изоляторах. Сегодня мы имеем некоторое уменьшение числа людей в следственных изоляторах, но проблема, как уже говорилось, в другом.
Сейчас в средствах массовой информации обсуждают вопрос о возможности перевода содержания заключенных на коммерческую основу. Дескать, тому, кто в состоянии заплатить, можно организовать и условия получше. Может ли подобное быть принято у нас? Думаю, что вряд ли.
Дело в том, что поскольку вся система находится в ведении государства, она может принять лишь какую-то благотворительную помощь, осуществляемую через различные фонды. Такие фонды у нас зарегистрированы, их возглавляют известные люди, в том числе и журналисты. Фонды закупают конкретные недостающие вещи, к примеру, одеяла, медикаменты и по договоренности с администрацией передают их в соответствующие учреждения. Но, к сожалению, эта благотворительная помощь пока еще очень незначительна...

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить