Безопасность Союза — задача номер один

Интервью с заместителем начальника Главного управления специальных программ Исполкома Союза Беларуси и России Александром Бевзо

— При создании Союза Беларуси и России имелось в виду, что нашим странам придется совместно решать и вопросы обеспечения безопасности созданного образования. Как сейчас обстоит дело в этой области?
— В настоящее время разрабатываются документы, формирующие правовую базу сотрудничества в обозначенной вами области. В первую очередь это проект Концепции безопасности Союза Беларуси и России, включающий программу обеспечения безопасности Союза, общие принципы военного строительства и использования элементов военной инфраструктуры, концепции оборонных и конверсионных программ, а также программы “Обустройство границ”, “Борьба с различными формами организованной преступности на территории государств—участников Союза Беларуси и России до 2000 г.” и другие, включающие разработку в использование технологии двойного применения.
Большое значение государствами—участниками Союза придается сохранению оборонно-промышленного комплекса, военно-техническому сотрудничеству, развитию военной теории и практики правоохранительной системы Союза. Для этих целей созданы и успешно выполняют специфические задачи отраслевые органы Союза.
Большой вклад в выполнение задач, определенных уставом Союза, решениями Высшего совета и Исполкома Союза, вносит совместная коллегия министерств обороны и объединенная коллегия министерств внутренних дел Беларуси и России.
— Важным фактором, обеспечивающим социально-экономическое развитие государств—участников Союза, является создание общего оборонного пространства...
— Формально общее оборонное пространство уже создано. базой для этого являются подписанные в 1997 г. договор о военном сотрудничестве, соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности и в военной сфере и концепция совместной оборонной политики Беларуси и России. На основе этих документов в настоящее время осуществляется практическая работа, включающая инвентаризацию объектов военной инфраструктуры, выбор мест несения боевого дежурства совместными объединенными системами обеспечения безопасности и другие.
Более того, после ратификации законодательными органами Беларуси и России упомянутого выше соглашения стороны смогут приступить к созданию региональной группировки войск (сил), а в перспективе, если на то будет политическое решение, возможно, и к созданию единого оборонного пространства.
— Как соотносятся друг с другом национальные законодательства двух стран в сфере безопасности?
— Унификация национальных законодательств планируется по всем направлениям двустороннего сотрудничества, в том числе и в сфере обеспечения безопасности. В перспективе в случае принятия соответствующих законов могут быть развернуты необходимые системы, например, региональная система противовоздушной обороны и контроля космического пространства, системы боевого дежурства родов войск и видов Вооруженных Сил, созданы объединенные органы управления региональной группировкой войск (сил).
В настоящее время уже утвержден бюджет Союза, предназначенный прежде всего для финансирования совместных проектов. Готовится к рассмотрению в Исполкоме Союза совместная программа по подготовке белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях России, разработка новых программ конверсионного характера.
Важным полем деятельности является также приведение сохранившихся предприятий бывшего ВПК в рабочее состояние, чтобы они смогли обеспечить Вооруженные Силы России и Беларуси необходимыми образцами боевой техники и вооружения. Для этого подготавливаются концепция совместного оборонного заказа, проекты программ обеспечения согласованной мобилизационной подготовки экономик Беларуси и России и технического обеспечения Вооруженных Сил участников Союза. Надо отметить, что первенство в данном вопросе будет отдано именно совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам.

Беседовал
Владимир СЕМИРЯГА.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить