Корреспондент «ПРАВДЫ On-line» сообщает: В МОРДОВИИ ЕСТЬ СВОИ ВАХХАБИТЫ

Появление первой ваххабитской общины в Мордовии связано с именем некоего Олега Марушкина, который приехал в республику в 1997 году. Русский по национальности, он исповедовал радикальное течение ислама – ваххабизм. Ваххабитом, по данным правоохранительных органов, Марушкин стал в Сирии, где обучался в медресе. Местом своего жительства в Мордовии он выбрал татарское село Белозерье, расположенное в Ромодановском районе республики. Будучи прекрасно образованным человеком, Марушкин в короткое время смог окружить себя молодыми людьми, которым ваххабизм пришёлся по душе.
В начале группа состояла из полутора десятков человек, но скоро круг близких к Марушкину людей стал увеличиваться. К нему присоединились мусульмане не только Белозерья, но и из соседних, также татарских сёл Аксёново и Инят.
Вновь образованная община ваххабитов состояла в основном из молодых крепких людей. Почти весь свой день они проводили в занятиях физическими упражнениями и изучении законов Шариата. Молодые люди нигде не работали, не занимались и предпринимательской деятельностью, характерной для жителей этих сёл. И, тем не менее, жили не просто в достатке, но даже роскошно по местным меркам. Как потом выяснили работники правоохранительных органов, Марушкин имел постоянные и тесные контакты с различными организациями Ближнего Востока, откуда и поступали для его общины крупные суммы в долларах. Деньги Марушкин использовал для вербовки новых членов своей общины, существовала даже такса в сто и двести долларов за вступление в ваххабитскую организацию.
За короткое время внутриконфессиональная обстановка в татарских сёлах обострилась до предела, распри на религиозной почве стали возникать даже в отдельно взятых семьях – между родителями и детьми. Кроме того, ваххабиты отказались оплачивать расходы газа и электричества, аргументируя это тем, что подобные блага даёт не человек или государство, а Аллах. Не смогли разрядить сложившуюся обстановку даже чрезвычайно уважаемые у татар старики. Не раз они пытались повлиять и на Марушкина, и на его сторонников, но всё было тщетно.
Существование ваххабитской общины, поведение её членов дестабилизировали обстановку в крупных татарских сёлах. В создавшейся ситуации, руководителям администраций этих сёл не оставалось ничего иного, как обратиться за помощью в правоохранительные органы. Проблема была решена, отчасти и силовыми методами – ваххабитская организация была рассеяна, а Олег Марушкин выдворен из Мордовии.
По данным правоохранительных органов, он в настоящее время проживает на своей родине, в Астрахани. В Астраханскую же область из Белозерья уехали шесть семей, члены которых являются наиболее ярыми приверженцами Марушкина и проповедуемого им ваххабизма.
В течение двух лет распрей на религиозной почве в Ромодановском районе не возникало, однако с весны этого года ситуация в татарских сёлах района снова обострилась. Как оказалось, в Белозерье и Иняте осталось немало последователей Марушкина. Мужчины вновь стали отращивать бороды, надели белые или чёрные халаты, снова появились женщины в паранджах. Ваххабиты сделали попытки установить шариатский суд, провозгласить судью, избрать своего муфтия, хотели открыть ваххабитское медресе, более того – стали призывать к джихаду, к войне с неверными.
Правоохранительными органами и местной властью очередные проявления ваххабизма в Мордовии были пресечены, однако до сих пор доморощенные ваххабиты показывают свой нрав – на днях ими было сожжено здание правления местного сельхозкооператива. В селе Инят молодой человек непосредственно в мечети до полусмерти избил местного муллу, который наотрез отказался перейти к ваххабитам. Весной этого года в Белозерье местные ваххабиты не раз угрожали расправой директору средней школы, который уговаривал их детей вернуться в школу. Более того, в одну из ночей в школе был устроен настоящий погром. Ремонт школы, после ваххабитской выходки, занял более трёх месяцев.
В итоге, из пятисот сельских детей школьного возраста занятия посещают лишь сто. По словам сотрудников МВД Мордовии, Белозерье сейчас имеет сходство с населёнными пунктами Северного Кавказа, где проживает значительное количество ваххабитов. Более того, один из жителей этого села принимал непосредственное участие в совершении террористических актов в Москве осенью прошлого года. Это 22-летний Равиль Ахмяров, который числится в розыске почти год. Под подозрение он попал спустя месяц после совершения первого из взрывов. Теперь же следствие располагает достоверными фактами о том, что Ахмяров принимал активное участие в подготовке и совершении терактов в столице. В настоящий момент за информацию о его местонахождении объявлена награда в десять тысяч долларов. Известно, что этот житель Белозерья накануне взрывов неоднократно выезжал в Москву, а после совершения терактов исчез. На одной из последних пресс-конференций в МВД Мордовии сотрудники министерства сообщили, что по некоторым данным он числится среди погибших в Чечне. Не исключена возможность того, что его могли «убрать» после совершения террористического акта. С другой стороны известно, что распространять ложную информацию о себе, в том числе и о собственной смерти, преступникам всегда на руку.
Как утверждают в республиканском министерстве внутренних дел, ежегодно три-четыре мусульманина из Мордовии выезжают в Турцию для учёбы в медресе, и у сотрудников правоохранительных органов система обучения там вызывает серьёзное беспокойство. Не меньшее беспокойство вызывают и участившиеся вояжи представителей ваххабитских организаций из Белозерья и Инят в другие татарские сёла Мордовии (для справки: татарская диаспора Мордовии составляет семь процентов от общего числа жителей республики).
Среди мусульман Мордовии нет единого лидера, а поэтому, как считает известный в республике исследователь ислама Александр Мартыненко, ваххабизм здесь имеет все шансы к дальнейшему распространению. Татарские сёла есть практически во всех районах, ваххабитские эмиссары активно посещают их, благо дело недостатка в средствах передвижения они не испытывают, и умело проводят свою разъяснительную работу. Общество, правоохранительные органы и система государственной власти в Мордовии пока так и не выработали сколько-нибудь действенной тактики противодействия распространению идеологии ваххабизма в татарской диаспоре республики.

Игорь ТЕЛИН

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить