Забвению не подлежит

На что закрывают глаза оппоненты Закона “О культурных ценностях...”

Первого июня Конституционный суд России приступил к рассмотрению запроса президента о проверке конституционности федерального закона “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории России”. Борис Ельцин полагает, что закон “безосновательно лишает иностранных физических и юридических лиц” права на установление и защиту своих прав собственности на перемещенные ценности. По мнению президента, такие “правила для иностранцев “не только практически невыполнимы и не соответствуют Конституции, но и нарушают ряд общепризнанных международных норм и принципов”. Член-корреспондент Международной академии информатизации ООН Виталий МЕНЬШИКОВ считает иначе. Предлагаем читателям “ПРАВДЫ” — Интернет” его исследование на эту тему.

Предмет закона о реституции — определение судьбы культурных ценностей, перемещенных в Советский Союз в итоге второй мировой войны с территории поверженного нацистского рейха. Закон “О культурных ценностях...” принят обеими палатами российского парламента. Он подкреплен решением Конституционного суда.

Похоже, однако, в полемическом задоре оппоненты этого важного результата законотворческой работы Федерального Собрания не просто вычеркивают из памяти и истории нашей страны, да и Европы, то, что и “за давностью лет” (используя юридическую терминологию) забвению не подлежит!

Складывается впечатление, что некоторые отечественные СМИ, ополчившись на закон, весьма своеобразно уподобляются богине правосудия Фемиде: с повязкой на глазах, но без весов. Шумиха сея устраивается вовсе не для того, чтобы соблюсти объективность и беспристрастность в отношении сторон, которых касается закон о реституции, не для того, чтобы реально, как утверждают оппоненты, обеспечить возврат вывезенных нацистами из оккупированных территорий СССР культурных ценностей... Нет!

Кое-кто спешит приклеить закону ярлык “скандальный”! Апеллируют при этом даже к... Уставу ООН, документам ЮНЕСКО, международным договорам и самой российской Конституции. “Суть претензий к этому закону, — читаем в одном комментарии московской газеты, — сводится к тому, что немцев безосновательно лишают права на их собственность и национальное достояние...”. Не больше, не меньше!

Можно подумать, что не наша страна стала жертвой разбойного нападения гитлеровской Германии! Что не наши культурные ценности подверглись беспримерному в истории разграблению немецко-фашистскими оккупантами! Этого господа оппоненты предпочитают не замечать. Зато старательно “уравновешивают” права собственников той самой стороны, с которой полыхнуло на Россию пламя войны. Попытки подобного “сбалансирования” интересов сторон история, да и сама международная юриспруденция отвергают, что называется, с порога! И для этого существуют веские основания. Напомним о некоторых из них.

Узаконенные грабежи

Международный Нюрнбергский трибунал, судивший главных нацистских военных преступников, в своих документах выделил в специальные разделы обвинения против гитлеровских главарей, посягнувших на достояния мировой культуры и искусства.

Вот что говорил на процессе главный обвинитель от США Р. Х. Джексон по поводу захвата фашистскими оккупантами произведений искусства в странах Европы:

“Мы не должны быть лицемерными в вопросах о грабеже. Я признаю, что ни одна армия не проходит по оккупированной ею территории, не совершая грабежей. Обычно грабежи возрастают по мере падения дисциплины. С немцами было совершенно обратное... Немцы организовывали, заранее планировали, упорядочивали и узаконивали грабежи так же, как они организовывали вообще все, а затем они составляли самые скрупулезные отчеты с тем, чтобы показать, что ими было сделано все для наилучшего ограбления, возможного при данных обстоятельствах. Эти отчеты находятся у нас”.

И далее главный обвинитель от США привел статистические данные, характеризующие масштабы ограбления культурного достояния стран Европы, поименно перечислил высокопоставленных нацистских грабителей-“коллекционеров” произведений искусства.

Главой организации по систематическому разграблению произведений искусства в странах Европы личным приказом Гитлера от 17 сентября 1940 г. был назначен Розенберг. 16 апреля 1943 г. Розенберг докладывал, что до 7 апреля в Германию было отправлено 92 железнодорожных вагона, вмещавших 2775 ящиков с упакованными произведениями искусства, причем 53 произведения искусства были доставлены прямо Гитлеру, а 594 посланы Герингу.

Только инвентарных книг с перечислением приблизительно 20 тысяч (!) захваченных культурных ценностей с указанием мест, где они находились на сохранении, в ведомстве Розенберга насчитывалось 39 переплетенных в кожу томов.

Вкусы нацистов были разнообразны. Из общего числа 9455 учтенных предметов 5255 представляли собой картины, 297 — скульптуры, 1372 — экземпляры антикварной мебели, 307 — образцы художественных тканей и 2224 — мелкие предметы искусства, причем Розенберг указывал, что не инвентаризовано еще 10.000 произведений искусства. Самим Розенбергом общая стоимость этих произведений была определена примерно в 1 миллиард долларов.

“Воры в законе” из спецбатальона Риббентропа

На преступной стезе грабежа музеев, картинных галерей, дворцов, библиотек, архивов активно действовал батальон особого назначения при министерстве иностранных дел фашистского рейха под командованием майора войск СС фон Кюнсберга. Вот что стало известно из письменного заявления от 10 ноября 1942 г. оберштурмфюрера СС д-ра Ферстера, взятого в плен частями Советской Армии в районе Моздока:

“...В августе 1941 года, будучи в Берлине, я с помощью моего старого знакомого по Берлинскому университету доктора Фокке, работавшего в отделе печати министерства иностранных дел, был откомандирован из 87-го противотанкового дивизиона в батальон особого назначения при министерстве иностранных дел. Этот батальон был создан по инициативе министра иностранных дел Риббентропа и действовал под его руководством”.

Задача батальона, свидетельствует эсэсовец, состояла в том, чтобы “немедленно после падения крупных городов захватывать культурные и исторические ценности, библиотеки научных учреждений, отбирать ценные издания книг, фильмы, а затем отправлять все это в Германию”.

“Особисты” Риббентропа из батальона фон Кюнсберга старательно изымали “ценности из дворцов в пригородах Ленинграда, — сообщал эсэсовец Ферстер, — ...В Царском Селе рота (2-я из батальона особого назначения. — В. М.) захватила и вывезла имущество Большого дворца-музея императрицы Екатерины. Со стен были сняты китайские шелковые обои и золоченые резные украшения. Наборный пол сложного рисунка увезли в разобранном виде. Из дворца императора Александра вывезены старинная мебель и богатая библиотека с 6 — 7 тысячами книг на французском языке и свыше 5 тысяч книг и рукописей на русском языке”.

Поведав о том, какие богатые трофеи достались гитлеровским оккупантам в библиотеке украинской Академии наук в Киеве, в том числе редчайшие рукописи персидской, абиссинской, китайской письменности, русские и украинские летописи, первые экземпляры книг, напечатанных русским первопечатником Иваном Федоровым, оберштурмфюрер СС уточнял далее:

“...Из киевских музеев — украинского искусства, русского искусства, центрального музея имени Шевченко — отправлены в Берлин многие остававшиеся там экспонаты. Среди них были картины, этюды и портреты, написанные Репиным, полотна Верещагина, Федотова, Ге, скульптура Антокольского и другие произведения русских и украинских художников и скульпторов”.

Из Харьковской картинной галереи, подтверждал эсэсовец, было “вывезено несколько сот картин, в том числе 14 картин Айвазовского, произведения Репина, многие работы Поленова, Шишкина и других. Также вывезены все скульптуры и весь научный архив музея”.

При штабе Альфреда Розенберга существовали специальные команды по изъятию музейных и антикварных ценностей в оккупированных странах Европы и восточных областях. “Зондеркоманды” Розенберга ни в чем не уступали на “грабительской тропе” аналогичному по “спецназначению” батальону МИД рейха.

Коллекционеры со скамьи подсудимых

На скамье подсудимых Нюрнбергского трибунала сидела бок о бок пара наиболее преуспевших “коллекционеров” — шеф гитлеровского МИДа Иохим фон Риббентроп и рейхсмаршал Герман Геринг.

Каким способом собирал свою коллекцию Риббентроп, уже говорилось. В коллекционной лихорадке, захватившей обер-грабителей третьего рейха, добыча “особого батальона” министра иностранных дел, судя по всему, вызывала черную зависть у “наци № 2”, как называли Геринга в кругах гитлеровской камарильи.

Привожу на сей счет фрагмент из письма Геринга Розенбергу:

“...После долгих поисков я особенно приветствовал, когда, наконец, было избрано место для коллекции, хотя и должен указать, что также и другие инстанции ссылаются на полномочия фюрера. Так, в первую очередь это относится к имперскому министру иностранных дел, направившему уже несколько месяцев тому назад циркуляр во все инстанции, в котором он, между прочим, говорит, что ему переданы полномочия на сохранение (следовало бы написать — захват, грабеж. — В. М.) культурных ценностей в оккупированных областях... Для того чтобы не создавалось ложное представление о вещах, на которые я бы хотел претендовать и которые я частично купил, а частично желал бы приобрести, я хочу сообщить следующее:

Я владею уже теперь в результате покупки, подарков, завещания и обмена крупнейшей коллекцией если не в Европе, то по крайней мере в Германии...”

Что из себя на деле представляли “покупки”, “подарки”, “завещания” и “обмены”, о которых фарисейски рассуждал Геринг как о, дескать, вполне пристойных и законных путях сколачивания огромной коллекции, поведал в послевоенных мемуарах бывший личный архитектор фюрера, министр вооружений рейха Альберт Шпеер (один из соседей Геринга на скамье подсудимых Нюрнбергского трибунала).

“Для Геринга, — пишет Шпеер, — ...любые средства были хороши, чтобы приумножить свою коллекцию произведений искусства”. Ценнейшими картинами, с пола до потолка и даже сам “потолок входного холла”, вспоминает визитер Каринхалла (поместья-резиденции рейхсмаршала), были увешены полотнами знаменитых мастеров кисти.

По словам Шпеера, примерно в 1943 г. коллекционер с жезлом нацистского рейхсмаршала “...домогался от правительства Виши поставить ему одну из знаменитых картин Лувра в обмен на малоценные картины из его собственного собрания”.

На этот раз с “обменом” а ля Геринг произошла осечка. Как утверждает Шпеер, “Гитлер пощадил государственную коллекцию произведений искусств Франции, хотя и не без своекорыстной задней мысли: по его указанию “в мирный договор (с Францией. — В. М.) должен был быть включен пункт, по которому лучшие вещи из Лувра должны были быть вывезены в Германию в качестве компенсации за ущерб, причиненный в ходе войны”. В остальных случаях при дележе военной добычи между фюрером и его “правой рукой” — Герингом особых разногласий не было. Более того, как свидетельствуют сохранившиеся личные записки-распоряжения рейхсмаршала в отношении “трофейных” произведений искусства, Геринг собственноручно давал указания, сколько ящиков с картинами “предназначено для фюрера”, а сколько — для него.

Алчность “наци № 2” была беспредельной. В конце войны, припоминает Шпеер, Геринг вновь пригласил его в свою загородную резиденцию Каринхалл. Там он показал сокровища, которые он припрятал в подвале. Среди них находились бесценные произведения антики из музеев Неаполя, которые были прихвачены перед тем, как город был покинут отступавшими немецко-фашистскими войсками в конце 1943 г. Геринг показал также коллекцию драгоценных камней.

Все это — лишь фрагменты из грандиозной по своим масштабам хроники грабежа на государственном уровне культурных ценностей других стран, практиковавшегося гитлеровцами на протяжении всей войны.

* * *

...Бывая не раз в Дрездене, я спешил на волнующее свидание со знаменитой обителью прославленных картин. Переходя в залах “Дрезденской галереи” от одного шедевра мировой живописи к другому, я каждый раз испытывал чувство гордости за свое Отечество и благодарности российским солдатам, нашим мастерам изобразительного искусства. Ведь именно их беспримерными усилиями и самоотверженностью была спасена в Германии от гибели в полузатопленных подземных штольнях бесценная коллекция картин из “Дрезденской галереи”. Потом бережно вывезена в Москву и отреставрирована! Затем решением правительства СССР возвращена безвозмездно немецкому народу!

Вот о чем не следовало бы забывать ныне российским господам-оппонентам Закона “О культурных ценностях...”. Негоже пускаться во все тяжкие для защиты закордонных “прав”, пренебрегая либо умаляя права собственного народа.

Виталий МЕНЬШИКОВ.
Член-корреспондент Международной академии информатизации ООН.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить