Источник Правда.Ру

И РЕКВИЕМ, И ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Произведения искусства наших дней, вывозимые за границу для участия в различных художественных выставках, очень часто становятся объектами хищения для нечистоплотных западных дельцов и проходимцев от искусства.
Но история, предлагаемая сегодня вашему вниманию, не укладывается в рамки обычного воровства. Шесть лет не возвращается на родину авторская выставка известного художника, стоимость которой измеряется цифрой со многими нолями...

В одной из маленьких трагедий Пушкина Моцарт рассказывает о том, как к нему пришел Черный человек, заказал Реквием и больше не появился. История, разыгравшаяся в Москве —Франкфурте-на-Майне — Майнце, тоже связана с Реквиемом. Но в ней Черный человек не исчез, он взял не принадлежавший ему Реквием и унес его навсегда. Он просто украл чужое произведение, и случилось это не много не мало 6 лет назад. Правда, как зовут Черного человека и имена его пособников известны. Известно, где именно спрятан Реквием. Но — как уверяют высокие чиновники — нет механизма, чтобы заставить вора вернуть украденное. Даже при том, что речь идет об известной, публиковавшейся не раз картине, притом очень большого размера — 2,6 х 4 метра.
Начало этой истории — давняя выставка в Манеже, в декабре 1962 года. Никита Хрущев “именем партии и народа”, запретил всякие отклонения в искусстве от правил социалистического реализма. Все представленные в Манеже работы художников “Новой реальности” были арестованы, половина из них физически уничтожена.
Тем неожиданнее было написанное в том же декабре 62-го полотно руководителя и основателя “Новой реальности” профессора Элия Белютина “Реквием”, или “Похороны Ленина”. Автор создает несколько вариантов картины, воплощающей прощание с идеей гуманизма, с надеждой, которая и сегодня продолжает согревать многих.
Что на картине? Ленин умер. Вокруг носилок с гробом кипит разнохарактерная по возрасту и переживаемым чувствам толпа. Злорадство и отчаяние. Раздумье и страх. И над всеми, словно застывший в кристально прозрачной глыбе льда, обратившийся в символ и идею Ленин. Эмоциональный символизм, который представляет в развитии русского искусства автор картины, выражен полно и впечатляюще. Из трех вариантов полотна один еще в 1988 году поступил в собрание Третьяковской галереи, второй находится в музее Зимерли (Нью-Йорк). Самый первый — художник сохранил для себя. Именно он и оказался украденным.
Черный человек появился в Милане на грандиозной выставке профессора Э. М. Белютина, включавшей около пятисот его работ и начинавшей тур по 14 городам Италии (Венеция, Верона, Модена, Феррара, Падуя и т.д.). У Черного человека были рекомендации сотрудника Отдела выставок Академии художеств (тогда уже Российской), атташе по культуре российского представительства в Бонне, и имя - имя члена родовитой немецкой семьи, с незапамятных времен связанной с русским царским двором, а на сегодняшний день - родственника известного немецкого государственного деятеля.
Граф Нильс Ламбсдорф предложил от лица немецкой фирмы тур персональных выставок профессора Белютина по Германии сроком на три года. Шел декабрь 1992-го. В мае 1993-го был подписан соответствующий договор на показ 80 картин и 120 графических листов. В сентябре того же года выставка в полном составе прошла через Московскую выставочную таможню, правда, с обязательством ее возврата через 12 месяцев. Общая стоимость произведений определялась в миллион с лишком немецких марок. Среди отправленных произведений находился и “Реквием”.
Казалось бы, оговоренный договором тур благополучно начался: 1 декабря 1993 года во Франкфурте открылась первая выставка профессора Белютина. Но — дальше последовала тишина. Черный человек исчез. Перестал отзываться на факсы, телефонные звонки и только в августе следующего года сообщил в письме, что от своих договорных обязательств отказался, вернее, передал их вместе со всеми работами художника некой оффшорной фирме по поставке в Россию медицинского оборудования, организованной супружеской парой русских эмигрантов — Марком и Хайкой Зойбельман. Именно они забрали к себе всю живопись, графику да, кстати, и книги о художнике, каталоги и прочую печатную продукцию.
Именно их с самого начала переговоров лично знал культурный атташе российского посольства в Бонне С.Г. Маслаков.
Связь оказалась далеко не случайной. Марк Зойбельман, по профессии зубной врач, оказывал услуги сотрудникам советского, а затем и российского посольства. Господин дипломат любезно предложил свои услуги в качестве посредника, тем более что снова уезжал в Германию. Через несколько месяцев последовал ответ. Фирма Зойбельманов соглашалась вернуть выставку на единственном условии: художник должен был отдать им безвозмездно половину своей живописи. Иными словами, сорок картин! Господин посредник-дипломат посчитал подобное требование вполне разумным. То, что истинная функция российского дипломата — защищать права российских граждан, как-то не приходило ему в голову.
Но в одном господин Маслаков оказался прав: его поддержали все представители российских учреждений. На защиту своего чиновника грудью встало Министерство иностранных дел. Никак не отозвалась Московская так называемая выставочная таможня — хотя именно она ставила условие и срок возврата выставки. Демонстративно уклонился от участия в “совершенно очевидном”, по его собственному выражению, деле представитель Управления по охране художественных ценностей ФСБ подполковник А.А.Губин. Точнее - переменил свою точку зрения после личного разговора с давно знакомым Г. Маслаковым.
“Черный человек” оказался образом собирательным и интернациональным. Действительно, при чем здесь границы и правовые обязательства, когда цена одной картины Э.М. Белютина, по официальной страховочной оценке, не опускается ниже 15 тысяч долларов.
Вот только для художника дело не в цене. В скором времени его ждет большая персональная ретроспективная выставка. На родине. И, как видно, без “Реквиема”. Просто в нашем государстве ни гражданских, ни человеческих прав никто из чиновников не защищает, и, как видно, не обязан защищать.

Нина РУСОВА.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

Это свершится совсем скоро, буквально на днях. "Аллея правителей" пополнится бюстом первого президента России Бориса Ельцина. Избежать этого уже невозможно...

Будет стоять: зачем Москву украсят бюстом Ельцина

Пока Россия ведет на дипломатическом фронте войну с США и Великобританией, ближайшие союзники Москвы по СНГ начали постепенно сближаться с Вашингтоном.

Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Комментарии
Подлодка США ушла от российской субмарины и ударила по Сирии
Подлодка США ушла от российской субмарины и ударила по Сирии
ЕвроСМИ: Россия приползет на коленях, у нее нет денег
ЕвроСМИ: Россия приползет на коленях, у нее нет денег
Константин ЗАТУЛИН — о законопроекте об упрощении получения российского гражданства
Началось: Армения пошла по пути Украины
Ввод флота России в Азовское море напугал Украину
Заморожены активы компании "Ренова" олигарха Вексельберга
Роскомнадзор блокирует Google из-за Telegram
В "бархатную революцию" в Ереване вмешались священники
США подстрекают Украину повысить тарифы на газ
Чем опасно единение с католиками?
Порошенко не нарадуется украинскому паспорту
Губернатор Севастополя возомнил себя барином?
Лондон обнародовал имя "отравителя" Скрипалей
Простые британцы просят у России извинений за "дело Скрипаля"
Лондон обнародовал имя "отравителя" Скрипалей
Лондон обнародовал имя "отравителя" Скрипалей
Китай поддержал решение Ким Чен Ына "сдать" ядерную бомбу
Заморожены активы компании "Ренова" олигарха Вексельберга
Роскомнадзор блокирует Google из-за Telegram