ИГРА С ЗАПАДОМ В ПОДДАВКИ - 2 августа 2000 г.

К недавнему решению о закрытии Чернобыльской АЭС к 15 декабря 2000 года можно отнестись по-разному. Что это принесет Украине? Многие специалисты видят в этом отнюдь не столь акцию национального спасения, как неоправданно щедрый новогодний подарок Клинтону. И на это есть основания. Обещанных Украине денег явно недостаточно, чтобы необходимые державе энергомощности были восполнены.
Но вернемся к началу. После катастрофы существовало несколько десятков версий ее возникновения, часть их была передана в МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии (штаб-квартира в Вене). Именно этот обобщенный доклад госкомиссии и был признан официальным объяснением. В основе его лежит утверждение об ошибках, допущенных персоналом в ходе остановки реактора. По настоянию западных экспертов версия была дополнена рядом упреков в отношении конструкции реактора. Но не делается акцента на то, что на 4 блоке ЧАЭС тогда стояла самая совершенная в СССР система защиты.
Как говорит кандидат физико-математических наук, доцент кафедры "Атомных электростанций" Одесского государственного политехнического университета Олег Евгеньевич Зотеев, в связи с этим следует также подчеркнуть, что в настоящий момент Украина не располагает национальной копией выводов доклада, сделанного госкомиссией по расследованию аварии. Это оставляет возможность ставить под сомнение, правильно ли названы причины в официальной версии. Руководители комиссии академики В.Легасов и Е.Велихов не были специалистами в области реакторостроения (один был химиком, другой занимался физикой плазмы). Самоубийство Лемсова, последовавшее после получения предварительных данных расследования, последовавшие за ним загадочные смерти ряда высокопоставленных силовиков, курировавших расследование, позволяют не исключать даже предположение о диверсии. Словом, причины могут оказаться и не теми, к которым мы привыкли.
Но вернемся к нашим сегодняшним дням. Есть ли необходимость в закрытии ЧАЭС? Может, эксплуатация ее как раз является необходимой? Почему в работе атомных станций видят однозначно вред, чем, кстати, и подогревается общественное мнение?
По мнению О.Е.Зотеева, сегодняшнюю ситуацию на единственно работающем блоке ЧАЭС можно охарактеризовать как достаточно стабильную.Это из всех известных в мире полутысячи атомных блоков, пожалуй, единственный, где приняты столь повышенные меры безопасности. Идея того, что западные АЭС надежны, а постсоветские вот-вот взлетят на воздух, можно считать мифом, разработанным в лабораториях психологического информационного воздействия. Наш блок работает на пониженной мощности (0,8 - 0,9 от номинальной), на нем произведена почти полная замена советских систем автоматики на зарубежные, в частности, французские. Но, к слову, именно этой электронике мы обязаны аварийным остановкам блока в последние 2 года.
Объективно же в Украине существует дефицит мощностей на атомных и тепловых станциях порядка 4 млн. квт. Если блок будет все- таки остановлен при отсутствии компенсирующих мощностей, последствия ощутит каждый, и прежде всего по размороженному холодильнику и погасшему экрану телевизора.
А что же Клинтон, полон самозабвенного участия к нашим бедам и энергетическим проблемам, или как политик преследует и свои цели? Наивно думать, что нами по-настоящему озабочено "мировое сообщество", которое не волнуют даже гипотетические возможности радиоактивных загрязнений в Западной Украине. Для иллюстрации вспомним, что аналогичная АЭС в Литве находится на 500 км ближе к основным странам Европейского Содружества и при этом эксплуатирует 2 реактора класса чернобыльского. Казалось бы - опасность! Но вопрос о ее закрытии вообще не возникает. Так мы подходим к основной причине, по которой Запад стремится закрыть ЧАЭС.
- Дело в том, - говорит О.Е.Зотеев, - что реакторы типа РБМК могут вырабатывать плутоний-239, а он используется в атомных бомбах. Все остальные тринадцать атомных блоков Украины производить его в достаточном количетве не могут. Таким образом, Чернобыльский реактор является гарантией ядерной независимости страны. Ведь если возникнет необходимость, Украина сможет за два-три года создать свое собственное ядерное оружие. И этот факт видится основным объяснением давления на нас Запада, который не желает возрождения Украины как сильной независимой державы.
Участь страны, не имеющей своего атомного оружия, мы все наблюдали на примере Косово в Югославии. Интересно проследить, как меняется позиция Запада и в отношении к нам, что хорошо видно по величинам денежных компенсаций, обещанных за закрытие ЧАЭС. Когда в 1992 году начались первые попытки инициировать закрытие станции, нам в качестве безвозмездной помощи предлагалось почти 4 млрд. долларов. Но тогда Украина была по мощи третьей ядерной страной в мире, и не считаться с ней было невозможно. Сейчас же,отношение стран "Большой семерки" к нам резко изменились.. От обещанных миллиардов осталось 400 млн. долларов на специальном счете в ЕБРР (Евробанке реконструкции и развития), и нам едва ли удасться взять хотя бы 1 доллар без разрешения стран-"доноров". На недавнем саммите "Семерки" в Германии было продекларировано намерени о выделении дополнительно еще 300 млн. долларов. Однако даже вместе с обещанными Клинтоном 78 миллионами сумма получается недостаточной даже на реконструкцию саркофага над 4 блоком. Тем более этих денег не хватит, чтобы достроить компенсирующие мощности на Ровенской и Хмельницкой АЭС. (Достройка этих двух блоков потребует по разным оценкам от 360 до 500 млн. долларов. Получим ли мы их: где гарантии?)
Не повлечет ли игра "в поддавки" с Западом и другие милионные потери для нашей экономики? Ведь закрыть АЭС не то, что выдернуть штепсель из розетки. Тем более, что в деталях технология закрытия таких станций практически нигде в мире не разработана. Пока в Национальном ядерном центре АН Украины создан только отдел под руководством известного физика, доктора физико-математиеских наук В.И.Слисенко. Этой же проблемой занимаются и ученые кафедры "Атомных электростанций" ОГПУ. По сделанным ими подсчетам, закрытие - процедура дорогостоящая (порядка 3,5 - 5 млрд. долларов) и растянутая во времени примерно на 10 - 15 лет. Велика и социальная цена вопроса. Ведь в городе атомщиков Славутиче живет почти 25 тыс. человек, из них 8 тыс. - дети. Около 6 тыс. взрослых останутся без работы.
- Особо нужно сказать и о судьбе Чернобыльской зоны, - продолжает О.Е.Зотеев. - Это территория, обмотанная ста шестьюдесятью километрами колючей проволоки. На ней находится более пятисот временных и стационарных могильников радиоактивных отходов. Но есть и места, пригодные для жизни людей. Истории об ужасных мутантах - фантазии недобросовестных рассказчиков. На территории зоны мог бы быть создан полигон для отработки технологий по закрытию атомных станций, за пользование которым можно было бы брать деньги со всех стран - членов МАГАТЭ. Но для этого нужно побороться за свои интересы.
Действительно, в действиях американского президента усматривается прозаичная цель возыметь влияние над Украиной и Россией, ограничить их как конкурентов на рынке атомной техники. Вспомнить хотя бы историю двухлетней давности о поставке харьковских турбин на строящуюся в Иране АЭС в г.Бушире. США тогда вынудили Украину отказаться от поставок, предложив материальную помощь. В итоге Харьковское объединение "Турбоатом" потеряло 200 млн долларов (а с учетом перспективы получения прибыли от дальнейших поставок почти 1 млрд. долларов) и теперь пребывает в кризисе. Не придется ли нам зимовать при лучине и замерзших радиаторах!

Владислав КИТИК.
Корр. "Одесских известий" специально для «ПРАВДЫ On-line».

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить