Одна из легенд “ПРАВДЫ” — Илья Шатуновский — специально для “ПРАВДЫ” — Интернет” Фельетон МОЙ НАРОДНЫЙ ФИЛОСОФ

Приоткрою секреты творчества: найти тему для фельетона ох как непросто. Вот и ломает голову сатирик: о чем же написать в следующий номер, чтоб материал не повторял прописных истин, был актуален и свеж? Я тоже испытывал трудности в этом направлении, пока не пришел на помощь житель далекого поселка Ручьевка В.А. Дунаев. В своем письме, назвавшись народным философом, он предложил мне сотрудничество без соавторства. “В последнее время в моей голове стали вызревать различные судьбоносные идеи, — сообщил народный философ. — Мог бы подкидывать вам кое-какие мыслишки, а вы вставляйте их в свои фельетончики. Авось газета попадает на глаза руководству, и оно даст ход. И не тратьте время на официальщину, называйте меня по-простецки дядя Вася”.

Не успел я оценить благодать, которая снизошла на меня из Ручьевки, как прилетело второе письмо. Народный философ спешил изложить мысли, возникшие в его сознании в ночь с понедельника на вторник. “Прочел я в спортивной газете, что рекорды теперь будут расти медленнее, так как человеческие возможности не беспредельны. В корне с этим не согласен: рекордам быть! Только надо облегчить нагрузку спортсменам. К примеру, зачем прыгун при разбеге бежит 50 метров, держа в руках свой шест? А ведь это тяжесть! Пусть бежит налегке, перед самой планкой тренер может передать ему этот самый шест. Физкультурник сбережет свои силы и прыгнет сантиметров на десять выше. Вот вам и новый рекорд!”

Решив таким путем актуальные проблемы спорта, дядя Вася во время бессонницы со вторника на среду обратил свой взгляд на бедственное состояние нашей хромающей на все четыре ноги экономики. “А ведь совсем просто улучшить рыночную конъюнктуру, — пишет он в новом своем послании. — Даже наши ручьевские продовольственные магазины (а их у нас три) теперь переполнены продуктами питания. Недавно выбросили на свалку несколько центнеров испорченной колбасы — население не берет даже такой вкусный товар. А почему? Боясь девальвации и резкого повышения цен, люди перетаскали весь совокупный годовой продукт из магазинов к себе домой и больше ничего не покупают. Где же выход?”

А выход есть. “Старые люди помнят, что в первые дни войны у населения изъяли все ламповые приемники, чтобы наше сознание не отравлялось злостной фашистской пропагандой, — нащупывал исторические параллели народный философ. — Теперь надо поступить так же мудро: пройтись по квартирам и опечатать все холодильники минимум на два года. Хранить запасы обывателям будет негде, они побегут в магазины за покупками, и вот тогда-то вовсю заработает оживающая рыночная экономика”.

Идея, родившаяся в голове народного философа, показалась мне достаточно перспективной, но развертывать широкую кампанию в прессе я не стал, опасаясь мести разъяренных владельцев опечатанных холодильных емкостей. Однако навлек на себя страшный гнев дяди Васи. Оказывается, я душу его выдающиеся идеи, не пропускаю в печать, скрываю от народа. “Обойдусь и без вашей помощи! — возмущался он. — Сам найду ходы в высшие сферы власти”.

И вы знаете, нашел! Недавно я слушал выступление одного видного чиновника, он объявил, что нет ничего страшного в том, что жулики и отпетые преступники стараются занять места мэров, губернаторов, а также депутатов всех уровней. Государственный муж высказался в том смысле, что эти лица достаточно уже наворовали и больше воровать не будут. А попадет на этот пост новый человек, так начнет хапать все, что попадет под руку, пока не обогатится.

И тут я вспомнил, что точно такую же идею о пользе выдвигать на руководящие должности отпетых хапуг подбрасывал мне народный философ в своих письмах. Ах, вот в чем дело! Значит, дядя Вася теперь выходит прямо в верха, минуя фельетониста.

Сдается мне, что идея торговать водкой не через магазины, а на всех перекрестках подсказал нашим ведущим реформаторам-экономистам все тот же мыслитель из Ручьевки. “Во-первых, обогащается целый ряд инициативных личностей. А чем богаче индивид, тем богаче все общество — это знали мы еще и до Гайдара. А во-вторых, достигается максимальная занятость самодеятельного населения, и никакая безработица нам не грозит. В-третьих...”

Полагаю, что по дяди Васиным разработкам выносятся теперь основополагающие решения, редактируются тексты, составляются программы нашего замечательного телевидения. И знаменитые фокусы, когда по полгода прокручивается в коммерческих банках зарплата работающих и на глазах изумленной публики нажитые огромным трудом накопления людей превращаются в пыль, подсказал нашим финансистам, как я догадываюсь, страдающий бессонницей мудрец...

На днях дядя Вася сменил гнев на милость и прислал мне неожиданное письмо. В ночь с пятницы на субботу он опять маялся бессонницей и породил выдающееся открытие. Проанализировав речи многих популярных деятелей, он обнаружил, что оригинальных суждений у них не так уж много — не более шести. “Пронумеровав их по порядку, я составил прилагаемую таблицу, которую должны иметь под рукой как ораторы, так и слушатели”, — вдохновляет меня на фельетон дядя Вася. Я проверил таблицу и понял, что она сулит всем заседающим огромное удобство. Вот выходит оратор на трибуну и говорит: “1, 4, 5, 7, 9”. И каждый, быстро сверившись с таблицей понимает, что тот приветствовал дальнейшую приватизацию, требует немедленного этапирования бывшего депутата Станкевича из Польши в Москву и поддерживает развернувшуюся кампанию по импичменту президента. А следующий участник прений, используя ту же таблицу, отвечает: “2, 3, 6, 8, 10, 11”. Залу ясно: он не согласился с предыдущим оратором по всем статьям. Зато приветствует новую ваучеризацию, частичную компенсацию, выборочную либерализацию и всеобщую мобилизацию. И на два выступления — всего 15 секунд, включая аплодисменты, выкрики с мест и топот на галерке!

Что ж, эта дяди Васина идея начинает мне все больше нравится. В ней что-то такое есть. Пожалуй, я напишу фельетон о пользе таблицы-выручалочки в наш бурный постперестроечный период.

Илья ШАТУНОВСКИЙ.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить