Вчера в войсках и на флотах России началась летняя учеба

В войсках и на флотах Российских Вооруженных Сил первого июня начался летний период обучения. Наступила самая ответственная пора в боевой учебе личного состава, командиров и штабов всех степеней. Полевые занятия, тактические и командно-штабные учения, интенсивные полеты, стрельбы, пуски ракет, морские и океанские походы... Все это еще лет десять тому назад было обычным явлением в повседневной жизни вооруженных сил великого нашего государства.

Нынче иные времена. Казна с каждым годом пустеет. И все сложнее из-за отсутствия средств на нужды обороны проводить полевую, воздушную, морскую выучку вооруженных защитников Отечества и зимой, и летом. Замирает жизнь на полигонах и танкодромах, не взлетают в небо боевые самолеты, ржавеют у причалов боевые корабли. Нет денег, нет горюче-смазочных материалов...

Стареет, ветшает техника. Купить новую, отремонтировать старую, хоть как-то поддерживать ее в действующем состоянии не на что. У командира, офицера тыла денно и нощно раскалывается голова от забот, как накормить, одеть и обуть солдата, матроса. А уж как сохранить у них хотя бы мало-мальские боевые навыки при работе с оружием, с военной техникой это, как говорится, забота второго плана. Несколько годов подряд в иных соединениях и частях не то что полковые учения, даже ротные тактические занятия не проводятся. Некоторые летчики по 2—4 года не летают. А те, которым удается поднимать боевые машины в воздух, налетывают в год по 15—20 часов. В асы с такой подготовкой никогда не выбиться. И многие матросы за всю свою службу ни разу не выходят на боевом корабле в море, даже не испытали, что такое “качка”. До командира полка, пройдя все ступени служебной лестницы, дослуживается недавний лейтенант, так и не побывав на тактическом учении с боевой стрельбой. Стыдобушка — не служба!

Ну как тут, при таком-то жестком лимите топлива, научишь механика-водителя танка, наводчика, командира экипажа боевой машины, если не вывезти их на полигон? В минувшем зимнем периоде лишь в Ракетных войсках стратегического назначения были ценой неимоверных усилий выполнены учебные планы. В остальных же видах Вооруженных Сил итоги не столь отрадные. Большое количество батальонных и ротных тактических учений проведено без техники.

Министр обороны маршал Игорь Сергеев неоднократно заявляет: надо изыскивать средства на боевую подготовку. Как, где изыскивать, товарищ министр? На недавнем заседании Совета министров обороны СНГ российский маршал недвусмысленно заявил: “Общество должно осознавать, что не может быть боеспособных вооруженных сил, не обладающих всем необходимым для вооруженной борьбы”. Слова правильные, ничего не скажешь. Да и события в Югославии не подтверждают ли их справедливость?

Но слова словами, а дела утверждают совсем иное. Денег на боевую учебу войск и сил флота как не было, так, судя по всему, и не будет. Взять их при нынешнем скудном бюджете, при лежащем на боку промышленном и сельскохозяйственном производстве просто неоткуда. Нельзя же всерьез даже подумать, что Международный валютный фонд “отстегнет” некую сумму на нужды обороны Российского государства.

Между тем, сама жизнь, сложная международная обстановка настоятельно требуют, чтобы армия и флот в летнем периоде наращивали, чего бы им это не стоило, свою боеспособность. Задачи стоят такие. Офицерский состав обязан добиваться высоких профессиональных знаний и навыков, чтобы на своей должности практически уметь грамотно действовать в полном объеме как в мирных условиях, так и в военное время. И учить этому подчиненных. Все органы тактического звена летом должны продолжить подготовку к боевым действиям во взаимодействии с частями видов вооруженных сил, воздушно-десантных и других родов войск в различных условиях обстановки и на любой местности.

Главное усилие в индивидуальной подготовке должно быть сосредоточено на основных специальностях военнослужащих, непосредственно действующих на поле боя. И тут важен прежде всего результат. Не получился прием сегодня, повтори его завтра, послезавтра, но добейся отличного результата.

В летнем периоде в Сухопутных войсках планируются полковые учения с боевой стрельбой, почти сто батальонных тактических учений, около пятисот учений ротных. В Военно-Воздушных Силах в полках ВВС и ПВО предусмотрена подготовка боевых расчетов в сокращенном виде для выполнения различных конкретных боевых задач, таких, к примеру, как перехваты воздушных целей, на различных высотах и т.д.

Определены проблемы и для частей и соединений Ракетных войск стратегического назначения, для подводных и надводных сил Военно-Морского Флота.

В целом задачи — минимальные. Как говорится, по одежке протягивай ножки. Не больше. Но финансы нужны и для решения этих минимальных задач. Будут ли они? Хочется верить, что высокая цель обеспечения безопасности Отечества в нынешних непростых условиях, когда агрессивные устремления НАТО грозят ввергнуть мир в пучину войн, заставит правительство России решительно изменить отношение к своей армии. Армия нуждается в средствах, в новой современной боевой технике, в высокой выучке личного состава.

Будем надеяться, что наступившая пора летней учебы принесет нашим воинам новые знания, умение, когда потребуется, с честью постоять за Отечество.

Василий ИЗГАРШЕВ,
военный обозреватель “ПРАВДЫ”—Интернет”

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить