Сретенские
морозы в Тульской губернии считаются последними,
и после их поселяне не решаются пускаться вдаль
на санной езде. Там, по преданию, оттепель,
появляющаяся в этот день, предвещает худую и
гнилую весну.
Приметы, наблюдаемые поселянами в этот день,
бывают различны, смотря по местности.
В Костромской губернии, при появлении оттепели,
говорят: “На Сретеньев день от воробья стена
мокра”. С этим вместе они примечают появление
ранней весны.
В Рязанской губернии, при выпадении снега,
говорят: “На Сретенье снежок, пригонит на весну
дожжок”. Если появится метель, то говорят: “Коли
на Сретенье метель дорогу переметет, то корма-т
подберет”. С этой приметою у них соединяется
понятие о поздней осени, недостатке корма.
В Тульской и Рязанской губерниях есть поверье,
что с этого дня в первый раз появляется весенняя
теплота. Для этого у них есть поговорка: “На
Сретенье зима с летом встретилась”.
В Тульской губернии, когда середь дня появится
солнце, говорят: “Солнце идет на лето, а зима на
мороз”.
В Каширском уезде есть предания о погибшем
семействе, предпринявшем в этот день поездку
вдаль, за рыбою, к масленице.
Жил когда-то, говорят они, старик с семьею сытно и
богато. Всего было у него много и во всем ему была
спорина. Наградил его господь детками умными и
талантливыми. Чего сам старик не додумает, то
детки домыслят, а чего детки не сумеют, то отец
научит. Поженил старик всех детей на один день, а
поженивши, задумал напоить, накормить всех
сватов и сватей, а корм для них порядил на широкой
масленице. Вот и вздумал старик на промыл:
съездить вдаль за рыбою, заработать копейку и
гостей удоволить. Старик все сбирался, ждал пути
и дороги; глядь — поглядь и — Сретенье на дворе, а
там и масленица на носу. И собрался старик всей
семьей, оприч баб и ребят, а на поезд снарядил
семь подвод. Как прочуяли бабы про наряд за рыбою,
так и невесть что вышло. И повоют и поплачут бабы
вокруг мужей: не тут-то было. Задумали бабы и
своих хитрости: и сны-то им недобрые виделись, и
тоска-то на них не к добру нападала, и домовой-то
их к худу давил. Известно, бабье дело: не спорь с
ними. Нет-таки, старик не слушает их. Поеду-таки,
поеду за рыбою. Накормлю об масленице сватов и
сватей, говорит он им. Ведь не что сделаешь с
мужиком: упрям живет и отродясь не слушает. Как на
беду, на самое Сретенье началась оттепель. Взвыли
бабы пуще прежнего от
лихой приметы: “Погляди-ко, родимый, на двор:
какая стала оттепель? Ведь морозы-то минули;
подуло с весны”. Не бывать добру, не видать мужей,
голосят бабы. Старик-таки все думает: поеду да
поеду. Вот и поехал старик за рыбою на семи
подводах, а на тех подводах посажал сыновей, да и
сам сел. Ждут бабы своих мужей неделю, и об них и
слуху нет; ждут и другую, и никто вести не кажет.
Вот и пестрая неделя наступила, а родимых все нет.
Подошли и заговины, а с ними и слухи пошли: вот
там-то мужик утонул, а там-то двух мужиков
замертво нашли. Воют бабы пуще прежнего. Кому
масленица, а бабам великий пост. И прослышали
бабы о беде: на Волге, де, их мужья на льду
подломились с подводами. Никто-то не спасся.
Вестимо дело, у того и беда на носу висит, кто не
чтет примет да не слушает старых людей. А и на что
было старику ехать на Сретенье, коли на дворе
оттепель? Не слушался, так и поминай как звали.
Сиротство-то, сиротство какое оставил!
(“СКАЗАНiЯ РУССКАГО НАРОДА”. Собранныя И.П. САХАРОВЫМЪ. С.-Пб. 1885)