В Сомали пираты могут спровоцировать скандал на Украине

Сомали разрешили российским кораблям топить своих пиратов. Сегодня об этом сообщил посол Сомали в России Мухаммед Хандуле. Он заявил, что президент африканской республики сам обратился к Москве с просьбой помочь в борьбе с морскими разбойниками. Россия получила право гонять корсаров и в территориальных водах, и на суше."Россия для нас исторический друг, и наша просьба направить корабли к берегам Сомали не только для борьбы с пиратством, но и для того, чтобы Россия могла выполнять свои стратегические задачи", - заключил посол.

Напомним, 25 сентября, в районе африканского рога группа чернокожих флибустьеров захватила очередной сухогруз. Судно Фаина плыло под флагом Белиза и принадлежало украинской компании. Захват корабля ни для кого не стал сюрпризом – в этом районе за последний год пираты захватили 25 судов. В данном случае неожиданностью стал груз корабля - 33 танка Т-72, зенитные установки, гранатометы, боеприпасы и запчасти к бронетехнике.

В наиболее затруднительное положение попала команда корабля и сами пираты. Экипаж лишился капитана фактически в момент захвата – россиянин Владимир Колобков умер от инфаркта. На борту осталось 17 украинцев, двое россиян и гражданин Латвии. И около пятидесяти пиратов, которые не знают куда деться - еще до того, как судно достигло берега, его окружили американские военные корабли.

Глава современных корсаров в телефонном интервью The New York Times заявил, что пираты не знали о танках. И вообще приняли судно за американский торговый сухогруз. В итоге положение оказалось патовым. Разгрузить корабль пираты просто не могут. Глава банды потребовал за корабль выкуп в 20 миллионов долларов. С тех пор флибустьеры маются от безделья на борту. Сегодня они начали палить друг в друга. В стычке участвовали «умеренные», которые склонны освободить судно, и «радикалы», намеренные во что бы то ни стало добиться выплаты выкупа. Экипаж в ходе перестрелки не пострадал. Общие потери пиратов оцениваются в три человека. Разборка проходила под прицелом группировки американских ВМФ.  Но они не вмешались.

Военные эксперты утверждают, что тяжелое противокорабельное вооружение в таких случаях бесполезно, а попытка абордажа чревата большим кровопролитием и гибелью заложников. Быстро уничтожить 50 человек на огромном судне вряд ли получится. Накануне в район африканского рога вышел сторожевой корабль балтфлота «Неустрашимый». Вряд ли он что-то решит в заварившейся каше. Скорее всего, будет вместе с американцами наблюдать за захваченным судном. И дожидаться, пока пираты либо получат выкуп, либо сами смотаются.

Кстати, на выкуп рассчитывать, скорее всего, нечего. Официально танки предназначались для Кении. Сегодня правительство страны пообещало позитивно решить проблему. Остается только догадываться, что это значит. А на самой Украине вокруг «Фаины» разгорелся нешуточный скандал. Похоже, что Кения – не конечный получатель груза, а только посредник. А сами танки направлялись в южный Судан.

Несколько лет назад высокопоставленные кенийские военные в один голос заявляли, что никаких закупок военной техники советского происхождения не планируют. Тем не менее, в прошлом году Украина отправила Кении 74 танка Т-72, а весь контракт предусматривает продажу 101 машины. Возникает вопрос, зачем местным военным целая бронетанковая дивизия? Вряд ли страна собирается воевать с соседями. Скорее всего, конечным потребителем танков является суданские сепаратисты в провинции Дарфур. Первыми свои опасения озвучили американские дипломаты, работающие в Кении. Их поддержал госдеп США, а потом и сами пираты.

Наследники одноногого Джона Сильвера заявляют, что 20 миллионов долларов - всего лишь "плата за нелегальный провоз оружия через сомалийские воды". Похоже, некоторые высокопоставленные лица Украины могут быть обвинены в незаконной продаже оружия в Африку. По словам премьер-министра Юлии Тимошенко, вся торговля оружием находится под непосредственным контролем президента и Совбеза. Правительство уже потребовало немедленной проверки экспорта вооружений в связи с противоречивой информацией о конечном пункте.

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить