Источник Правда.Ру

НЕФТЯНЫЕ КЛЮЧИ СЕВЕРА

Как искали “черное золото” Ухты

Первую попытку разработки богатств Ухты предпринял архангельский рудознатец Федор Савельевич Прядунов, который построил в 1745 году в “пустом месте на малой реке Ухте невтяной завод”. Он начал систематически добывать нефть и перегонять ее в керосин. Это значит, что русский изобретатель Ф.С. Прядунов построил первую в мире промышленную установку для перегонки нефти (на Кавказских нефтяных промыслах такая установка была построена братьями Дубиниными в городе Моздоке в 1823 году, а в Европе и Америке в промежуток между 1847 и 1855 годами).

Добытую нефть и полученный из нее керосин в специальных бочках зимой на оленях доставляли в Архангельск, а оттуда в Москву и Петербург и даже вывозили “за море”. К сожалению, нам очень немного известно о заводе Прядунова. Попробуем описать его на основе имевшихся данных.

Над нефтяным ключом, который бил на берегу реки, был поставлен четырехугольный деревянный сруб в тринадцать венцов — рядов. Сруб на шести венцах был углублен в воду и задерживал нефть, которая выходила из-под земли вместе с водой. Часть собранной нефти Прядунов перегонял. Для этого использовалась печь, в которую был вделан котел-клуб с герметично замазанной глиной деревянной крышкой. Нефть наливалась в котел-куб, подогревалась, образовавшиеся пары отводились из котла по медной трубке через бочку с холодной водой (своеобразный холодильник) и конденсировались в ней в керосин.

Прядунов получал около 1000 пудов керосина в год. Следовательно, для того, чтобы получить это количество керосина, надо было добыть примерно 1670 пудов нефти. Но изобретатель вывозил еще и сырую нефть, которой он добывал до 4 тысяч пудов в год.

Полученный керосин использовался в качестве лампадного масла, а сырая нефть в военных целых и при устройстве иллюминаций. Некоторое количество нефти использовалось в медицинских целях. Прядунов лечил нефтью “не только подлый народ, но и знатных персон” от всех болезней без разбору. Это привело к смерти нескольких его пациентов, а самого Прядунова — на скамью подсудимых. Но он сумел оправдаться.

В 1752 году Прядунов вновь попал под суд — на сей раз за неуплату “десятинных денег” (налога) и был посажен в долговую яму, где и скончался в марте 1753 года. Так печально окончил свою жизнь известный рудознатец, создатель первого в мире нефтеперегонного завода Федор Савельевич Прядунов.

Однако начатое им дело продолжало существовать. Его завод передали вологодскому купцу Андрею Нагавикову, потом — Ивану Мигалеву, затем — Михаилу Баженову. Последние сведения о заводе относятся к 1782 году. Потом наступила полоса забвения Ухтинских промыслов.

Новый этап в освоении ухтинской нефти да и всего Печорского Севера связан с именем Михаила Константиновича Сидорова (1823—1887) — истинного патриота России. Он родился в Архангельске в купеческой семье. С юношеских лет у него зародилась мечта о создании промышленности на русском Севере, освоении его природных богатств.

Он отправился в Сибирь. В 1850 году счастье улыбнулось ему: он открыл богатые золотые залежи, и вскоре у него уже десять приисков. К началу 1860-х годов личные доходы М.К. Сидорова превысили 1 миллион рублей. За пожертвование 25 тысяч рублей на открытие университета в Сибири он был выслан генерал-губернатором Восточной Сибири Н.Н. Муравьевым в административном порядке в Архангельск “как беспокойный и вредящий золотопромышленности человек”.

Это стало, наверное, единственным в своем роде случаем, когда человек из Сибири был выслан в европейскую часть России. Обычно делали наоборот.

И, оказавшись вновь дома, Михаил Константинович Сидоров приступил к осуществлению своей мечты. В 1860 году он направил своего доверенного во главе небольшой партии на Ухту с целью обследования ее природных богатств. Так началась удивительная борьба М.К. Сидорова с чиновническо-бюрократическим аппаратом царизма за освоение нефтяных богатств Ухты, которая продолжалась 26 лет и стоила ему более 600 тысяч рублей.

В ходе разведывательных работ обнаружили естественные выходы нефти. В 1867 году М.К. Сидорову удалось получить в аренду на Ухте участок площадью в 1 квадратную версту и начать там разведочное бурение. Но архангельский губернатор князь Голицын запретил ему проведение работ до особого разрешения. Только в 1868 году Михаил Константинович смог начать буровые работы, которые продолжались до 1875 года.

С 1892 года разведывательные работы начал проводить екатеринбургский купец А.М. Галин. Он приобрел у наследников М.К. Сидорова его участок и машины. До 1897 года он заложил в различных местах Ухты примерно 20 скважин, но до основного нефтеносного слоя не дошел. И в том же году он прекратил работы.

В это время ухтинской нефтью заинтересовалось “Товарищество братьев Нобель” — крупнейшая в России компания по добыче, переработке и продаже нефти и нефтепродуктов. Организаторами компании были братья Рудольф и Людвиг Нобель — шведские инженеры-изобретатели.

Рудольф Нобель прославился как изобретатель динамита и других взрывчатых веществ, а Людвиг построил первый нефтепровод в Баку, первый танкер в России, первые железнодорожные цистерны, металлические емкости — резервуары для хранения нефти. К концу XIX века братья Нобель уже диктовали условия всей нефтяной промышленности России и получали громадные прибыли.

Именно на основе полученных от торговли русскими нефтепродуктами прибылей Рудольф Нобель утверждает перед смертью знаменитые Нобелевские премии.

Волшебником, пробудившим Ухту от многовекового сна, стала Великая Октябрьская социалистическая революция. Только ей оказалось под силу освоение природных богатств громадного края. Для восстановления промышленности требовалось топливо: нефть, газ, уголь. И в этих тяжелейших условиях вновь поднялся вопрос об ухтинской нефти.

В 19818 году Геологический комитет направил на Ухту первую советскую экспедицию под руководством К.А. Калицкого и А.А.Стоянова. Однако работа в 1919 году сорвалась из-за развернувшихся на Севере боевых действий.

В феврале 1920 года части Красной Армии освободили Архангельск. И вскоре гражданская война на Севере закончилась. В том же 1920 году жители села Усть-Ухта под руководством большевиков Г.П. Семяшкина, И.М. Рочева и Е.П. Истомина наладили эксплуатацию старого дореволюционного промысла А.Г. Гансберга и получили первые 33 тонны нефти. Одновременно начались научно-изыскательные работы, но пройдут годы, прежде чем люди найдут здесь большую нефть.

Только в 1929 году на Ухту была направлена крупная геолого-разведочная экспедиция. Она насчитывала 125 человек, а научное руководство осуществлял профессор Н.И. Тиханович. С большими трудностями экспедиция добралась до места назначения. Где в Ухту впадает небольшая речка Чиб-ю. Здесь сохранились охотничья избушка и полуразрушенный барак — печальные остатки безрезультатной деятельности рудознатцев.

Уже через два месяца началось бурение первой скважины. Возник поселок, названный по имени речки Чиб-ю. Ни холодная, суровая зима, ни глубокий снег, ни метели и бураны не остановили работу буровиков. В 1930 году пришла первая большая нефть Ухты. Так было открыто Чибюское месторождение легкой нефти. В 1932 году обнаружили месторождение тяжелой нефти на Яреге, которое разрабатывалось шахтным способом.

В 1931 году была построена небольшая нефтеперерабатывающая установка, которая обеспечивала нефтепродуктами сами промыслы, а в 1932—1933 годах началось строительство большого нефтеперерабатывающего завода, введенного в эксплуатацию в 1934 году.

Между тем геологи открывали все новые месторождения. В 1935 году найдено первое на Севере крупное газовое месторождение — Седельское. Возникли новые нефтепромыслы: Омра, Вой-вож, Нибель. Росла добыча нефти и газа. Поселок первооткрывателей превращался в большой город, получивший название Ухта. С целью быстрого снабжения России ухтинской нефтью и воркутинским углем в 1937—1941 годах была построена Северная железная дорога от Котласа через Ухту до Воркуты.

Значение ухтинской нефти возросло в суровые годы войны. Ухтинские нефтяники полностью обеспечили нефтепродуктами Северный флот, Ленинград, северные районы страны.

Александр ДИВОЧКИН.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Конец "меркелизма": Spiegel объяснил, почему Ангела скоро уйдет
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
США взорвали атомную бомбу неизвестно где. Видео
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Уже и спасибо сказать нельзя: Трампа отругали за звонок Путину
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Киев растерян: черноморские страны игнорируют мнение Украины по мосту в Крым
Хоть бы мимо: к Земле приблизился космический "терминатор"
Назван способ пользоваться Facebook без вреда для психики
Какая это порода? "Медведопес" из приюта завел интернет в тупик
Конец "меркелизма": Spiegel объяснил, почему Ангела скоро уйдет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
"Новая сирийская армия": США науськивают боевиков на борьбу с Асадом
Киев растерян: черноморские страны игнорируют мнение Украины по мосту в Крым

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры