Бутан впервые в своей истории выбрал парламент

Жители маленького гималайского королевства Бутан, зажатого между Индией и Китаем, на первых в истории страны выборах проголосовали за партию сторонников сохранения монархии, но против партии, которую возглавляет дядя короля. Вероятно, какую-то часть избирателей привлек лозунг партии, обещавший сочетать экономический рост с социальной справедливостью.
 
Молодой король Джигми Хесар Вангчук популярен Бутане, среди жителей которого преобладает мнение, что вековой институт монархии гарантирует стабильность, а демократия грозит неопределенностью.
 
Царствующий дом Вангчуков, однако, проводил политику постепенного перехода от абсолютной монархии к конституционной, и избрание парламента из 47 человек завершает этот процесс.
 
Обе ведущие партии - Народная демократическая партия и «Друк Пхуенсум Тсонгпа» (Партия гармонии) - выступали за сохранение монархии. Первую из них возглавлял дядя короля Сангай Нгедуп. Но «Друк Пхуенсум Тсонгпа» разгромила его в пух и прах.Ей досталось 44 из 47 мандатов в новом парламенте. Дядя короля не набрал большинство голосов даже в собственном округе. Многие наблюдатели интерпретируют этот итог в том смысле, что король популярен, но многие из его родственников и особенно родственников его жены - нет.
 
Партия «Друк Пхуенсум Тсонгпа» сама далеко не чужда правящей элите: ее лидер Джигми Тхинлей в прошлом занимал должность премьер-министра, в партии состоят еще два бывших премьера и два бывших министра финансов.
 
Имя Тхинлея связано с одной из наиболее экзотических идей бутанской монархии: оценивать экономический успех не по валовому национальному продукту, а по «валовому национальному счастью», понимаемому как сочетание экономического роста с защитой окружающей среды и традиционного уклада жизни.Обе партии говорят, что не хотят демократии, но предыдущий король-реформатор навязал им ее. Постулаты буддизма, который исповедуют жители страны, требуют искать гармонию; политическая конкуренция, как опасаются многие бутанцы, прямо противоречит этой установке.Тем не менее, бутанские избиратели послушались повеления короля, нарядились в праздничные костюмы и выстроились в очереди к избирательным участкам еще до их открытия. Всего проголосовали более 250 тысяч человек, или 79,4% от списочного состава.
 
Жизнь бутанцев далека от идиллической - до четверти населения живет за чертой бедности. Но многие из них ощущают постепенное улучшение качества жизни. Если до 1960 года в стране практически не было школ и больниц, то сейчас они есть и обслуживают в них бесплатно. В большинство деревень проведено электричество и водоснабжение. Продолжительность жизнь прежде составляла меньше 40 лет, а сейчас - 66.
 
Вероятно, какую-то часть избирателей привлек лозунг партии Тхинлея, обещавший сочетать экономический рост с социальной справедливостью. Главная растущая индустрия Бутана - экспорт электроэнергии в Индию - приносит значительные доходы, но почти не создает рабочих мест.
 
Кроме того, постепенная модернизация приводит к оттоку населения из деревень в города, что обостряет проблемы безработицы, преступности и наркомании. Бутан никогда не был колонией европейских стран и долгое время изолировался от внешнего мира, чему способствовало его географическое положение: страна находится в труднодоступных горах.Иностранцы в страну допускались крайне редко, а торговля с соседями велась путем натурального обмена, так что средневековый уклад жизни сохранялся дольше, чем в других странах.
 
В качестве кандидатов в выборах могли участвовать только люди с высшим образованием, что гарантировало монополию представителей существующей политической элиты. Так, победитель выборов Джигми Тхинлей учился в университете штата Пенсильвания в США.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить