Машина стала компасом: Россия превратила 50 тысяч километров дорог в карту путешествий

7:53

Автомобильный туризм в России переживает настоящий подъём. Теперь путешествия по стране становятся не просто спонтанным выбором, а продуманным маршрутом, разработанным с учётом интересов водителей, мотолюбителей и владельцев автодомов. Минэкономразвития совместно с Центром стратегических разработок (ЦСР) представили масштабный каталог автомаршрутов России, включающий 109 готовых планов путешествий — от коротких поездок выходного дня до протяжённых экспедиций через регионы.

Новая карта автомобильных путешествий

К концу 2025 года число маршрутов вырастет до 120, а к 2030-му — до 180. Каждый маршрут разрабатывается с учётом отзывов туристов и экспертных рекомендаций. Это уже не просто схема дорог: в путеводителях указаны ключевые достопримечательности, природные объекты, безопасные стоянки, кемпинги и станции техобслуживания.

По данным Минэкономразвития, в 2025 году внутренний турпоток в России достигнет 96 миллионов человек, и треть этих поездок придётся именно на путешествия на авто. Рост по сравнению с прошлым годом составит около 7%. Это доказывает: самостоятельные поездки становятся массовым трендом.

Север и история: маршруты "Серебряного ожерелья"

Каждый девятый туристический автомаршрут в России проходит по северным регионам в составе проекта "Серебряное ожерелье России". Здесь более 5,3 тысячи километров трасс — десять региональных и два межрегиональных маршрута. Один из самых известных — "Князь Александр Невский", соединяющий Санкт-Петербург, Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области.

На этом пути можно увидеть древние крепости, церкви, поля былых сражений и города, основанные самим Александром Невским. Сейчас на доработке находится ещё 12 маршрутов, в том числе пять — в Вологодской области, три — в Новгородской, три — в Псковской и один — в Республике Коми.

"В Ненецком автономном округе развитие массового автотуризма пока затруднено: там нет круглогодичного сообщения с соседними регионами, а движение по зимникам в одиночку небезопасно", — отмечают в ЦСР.

Кто выбирает автопутешествия

По наблюдениям вице-президента АТОР и главы туроператора "Дельфин" Сергея Ромашкина, автотуристы делятся на две большие группы.

Транзитные путешественники — едут целенаправленно: из Екатеринбурга в Тюмень на термальные источники или из Рязани в Геленджик на море. Для них главное — скорость и комфорт дороги, а остановки нужны только на перекус и отдых.

Экскурсионные туристы — те, кто исследует Золотое кольцо, старинные города, национальные парки. Им важны парковки у достопримечательностей, кемпинги, локальные кафе, сувенирные лавки.

"Особенности использования придорожной инфраструктуры у этих групп разные. Одни спешат к курорту, другие делают путешествие частью отдыха", — отметил Сергей Ромашкин.

Таким образом, спрос на кафе, кемпинги и зоны отдыха вдоль дорог растёт, хотя он не всегда связан с классическим туризмом.

Развитие инфраструктуры и новые дороги

Председатель Комитета Госдумы по туризму Сангаджи Тарбаев подчеркнул, что растёт не только число путешественников, но и охват дорожной сети: появляются новые трассы, расширяются придорожные сервисы, строятся гостиницы, мотели и станции для автодомов.

Однако вместе с этим подорожал проезд по платным дорогам: трассы М4, М11 и М12 стали заметно дороже, а с апреля платной стала и новая А-289, ведущая в Крым в обход Крымского моста.

"Новые дороги сделали автомобильный туризм популярным. Автомобиль, в свою очередь, сделал отдых доступным — особенно для семей с детьми, молодёжи и пенсионеров", — подчеркнул Сангаджи Тарбаев.

При этом парламентарий отметил, что правительство рассматривает предложение о снижении платы за проезд к курортам на 30%, чтобы стимулировать семейные путешествия.

Советы путешественникам

  1. Изучите каталог автомаршрутов. Он доступен онлайн, с интерактивной картой, точками интереса и подсказками по ночёвкам.
  2. Планируйте топливо и стоянки. На севере и в Сибири расстояния между АЗС могут превышать 100 км.
  3. Заранее бронируйте кемпинги. Особенно летом — популярные стоянки заполняются быстро.
  4. Используйте навигаторы с офлайн-картами. Интернет на трассах часто пропадает.
  5. Берите туристическую страховку. Особенно если путешествуете по удалённым регионам или перевалам.

Ошибка → Последствие → Альтернатива

  • Ехать без заранее составленного маршрута → потеря времени, ненужные расходы → воспользоваться каталогом ЦСР.
  • Игнорировать погодные особенности регионов → риск закрытых перевалов и зимников → проверять прогнозы и состояние трасс.
  • Не продумывать ночлег → завышенные цены в последний момент → планировать точки отдыха заранее.
  • Экономить на страховке → сложности при поломке или ДТП → оформить полис "автотуризм" с эвакуацией.

А что если вы едете впервые?

Начните с маршрутов протяжённостью до 500 км — например, "Москва — Суздаль", "Петербург — Псков", "Казань — Йошкар-Ола". Они насыщены достопримечательностями, при этом дороги комфортные и безопасные.

FAQ

Где найти каталог автомаршрутов?
Он размещён на сайте Минэкономразвития и ЦСР, включает описания, карты, советы по сервисам.

Можно ли путешествовать на автодоме?
Да, маршруты адаптированы под автодома и прицепы, указаны площадки для стоянок и подключения.

Какие регионы самые популярные?
Центральная Россия, Северо-Запад, Урал и Поволжье. Быстрее всего растёт интерес к Карелии и Архангельской области.

Нужна ли спецподготовка для северных трасс?
Да: запас топлива, трос, лопата, аптечка, тёплая одежда и спутниковая связь при длительных маршрутах.

Будут ли новые маршруты в Сибири и на Дальнем Востоке?
Да, их планируют включить до 2030 года: Байкал, Алтай, Приморье и Амурское направление.

Мифы и правда

  • Миф: автомобильные путешествия утомительны и опасны.
    Правда: при правильном планировании поездки безопасны и часто комфортнее перелётов.
  • Миф: в России нет нормальных дорог для туризма.
    Правда: каждый год вводятся новые трассы — М12, А-289, участки федеральных магистралей.
  • Миф: на машине отдых выходит дороже.
    Правда: при путешествии семьёй расходы ниже, чем на билеты и отели.

Три интересных факта

  1. Протяжённость всех автомаршрутов из каталога — более 50 тысяч километров.
  2. Самый короткий маршрут занимает один день, самый длинный — больше двух недель.
  3. Каждый маршрут сопровождается рекомендациями по музеям, парковкам и кафе с локальной кухней.

Уточнения

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития.

"Серебряное ожерелье России" - межрегиональный туристский проект по созданию и обслуживанию комплекса маршрутов, проходящих по древним российским регионам и населенным пунктам, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры северо-запада России. Располагается севернее Золотого кольца России. Количество и состав городов в конкретном маршруте может быть разным.

Автор Алексей Тимошкин
Алексей Тимошкин — внештатный корреспондент новостной службы Правда.Ру
Редактор Вероника Эйнуллаева
Вероника Эйнуллаева — журналист, выпускающий редактор Правды.Ру