Авиакомпании умеют создавать глянцевую картинку: улыбки экипажа, сверкающий салон, обещания комфортного полёта. Но те, кто каждый день работает в небе, видят не только парадный фасад. Бортпроводники сталкиваются с турбулентностью, "задымлениями", внезапными медицинскими случаями и десятками мелких рисков, о которых пассажиры редко задумываются. Ниже — честный разбор того, что действительно происходит на высоте, и как обычный пассажир может сделать своё путешествие безопаснее и спокойнее.
Сильная турбулентность в ясном небе растёт год от года; именно она чаще всего травмирует людей на борту. Для экипажа это не "неприятная тряска", а рабочая опасность, из-за которой тележки, горячие напитки и незакреплённые предметы в один миг превращаются в снаряды. Звук ремней безопасности для бортпроводников — сигнал к мгновенной перестройке работы.
Кофе и чай обычно готовят из бортовой воды, качество которой зависит от обслуживания резервуаров. Профессионалы часто выбирают бутылочные напитки и советуют пассажирам поступать так же — особенно если речь о льде и чистке зубов в туалете.
"Я не буду пить воду из-под крана… Я просто не всегда доверяю чистоте самолёта и результатам его проверки", — сказала бортпроводница.
Закон требует одного бортпроводника на каждые 50 кресел. На практике многие авиакомпании летают "впритык", а это значит меньше рук при посадке/высадке, обслуживании и урегулировании конфликтов. Безопасность не страдает — аварийные протоколы соблюдаются — но нагрузка на людей колоссальная.
Столики для подносов, ремни безопасности, ручки туалетов — самые "касаемые" точки. Глубокая дезинфекция между короткими разворотами случается не всегда, поэтому одноразовые салфетки и гель для рук — не перестраховка, а разумный стандарт.
Свет приглушают на взлёте и посадке, чтобы глаза привыкли к темноте и в экстриме пассажиры сразу увидели подсветку выхода. Шторки поднимают, чтобы экипаж мог мгновенно оценить условия снаружи — нет ли огня, дыма или обломков у трапа.
Еда для пассажиров и для экипажа загружается по разным сценариям. Команда чаще получает отдельную тележку с более простыми и предсказуемыми позициями.
"Наша еда немного лучше, чем еда для пассажиров… для экипажа есть отдельная тележка", — призналась бывшая стюардесса.
Экипаж обучен базовой реанимации и работает до передачи пострадавшего врачам на земле или до указаний медицинского консультанта по связи. При невозможности посадки тело умершего пассажира закрепляют и маскируют до приземления — это звучит мрачно, но это самый достойный и безопасный путь для всех на борту.
Зажатый в механизме кресла смартфон — реальный риск. При повреждении батарея может задымить и вспыхнуть. Экипаж тушит огнетушителем и затем долго охлаждает водой/неспиртовой жидкостью, чтобы исключить повторное воспламенение.
Тысячи сотрудников проходят спецобучение: замечают нетипичное поведение, отсутствие документов, контролирующих "спутников". Если вы что-то заметили — сообщите тихо, без самодеятельности.
Есть официальный перечень допустимых отказов: от сломанной лампы до неработающей духовки. Всё, что критически важно для безопасности (дымовые детекторы, трапы, огнетушители), должно быть исправно до взлёта.
Воздушная система оснащена HEPA-фильтрами, но при утечке масла в тракт поступают пары, вызывая тот самый "масляный" запах. Экипаж отрабатывает чек-листы и фиксирует событие, чтобы техслужбы устранили причину.
Как выбрать место, чтобы меньше трясло?
Ряды над крылом и ближе к центру тяжести ощущают турбулентность меньше, чем хвост.
Где холоднее/теплее в салоне?
Чаще всего прохладнее у носа и у аварийных выходов; возьмите тонкую куртку или дорожный плед.
Безопасно ли пить чай/кофе на борту?
Лучше выбирать напитки в запечатанной таре. Горячие — на ваше усмотрение, но лёд из бортовой воды лучше не брать.
Что делать со смартфоном и пауэрбанком?
Держать при себе, запасные батареи — только в ручной клади, контакты закрыты чехлами.
Можно ли брать свои перекусы?
Да. Бутерброды, орехи, батончики — хороший план на случай задержки и сбоя сервиса.
Уточнения
Стюарде́сса (м. р. стю́а́рд, от англ. stewardess), — член кабинного экипажа, специалист рядового состава на воздушных судах, выполняющий работы по обслуживанию пассажиров, но главным образом ответственный за безопасность пассажиров (в случае аварии — помощь пассажирам).