Если вы никогда не просыпались под грохот колёс где-нибудь между Читой и Могзой, значит, вы не жили по-настоящему.
Длинносоставный пассажирский поезд Советского Союза — это не просто способ передвижения. Это социальный эксперимент, растянутый на 12 временных зон, с обязательными этапами: плацкарт, "пойду покурю между вагонами" и "где проводница с кипятком?".
Путь длиннее страны
Средний поезд в СССР мог насчитывать от 15 до 22 вагонов, не считая почтовых, багажных и одного мифического служебного, где, как считалось, сидел кто-то важный и молчаливый. Маршруты были эпическими: "Москва — Владивосток", "Брест — Чита", "Ленинград — Ташкент". Такое ощущение, что поезд шёл по внутреннему диаметру планеты.
Плацкарт: школа жизни
Плацкарт в длинносоставе — это место, где гремели алюминиевые ложки, варились яйца, а разговоры велись о судьбах Родины и курсе доллара (хотя ни у кого его и не было). Верхняя полка — место философа. Нижняя — коммуникатора. Боковушки — отдельная каста, живущая по своим законам.
Если ты попал в поезд на три дня — тебе выдавался импровизированный социум: бабушка с котлетами, студент с гитарой, военный в отставке и вездесущий дядя Коля с огромным пакетом рыбы, которую он вёз в Омск, но начал дегустировать уже под Рязанью.
Полки, баулы, сало
Полки поезда были созданы не для сна — а для хранения человеческих надежд и 80 килограммов еды. Сало, яйца, консервные банки, три вида печенья и огурцы в банке, герметично запаянной ещё дома. Всё это чудо хранилось в авоськах, сумках из ковролина и чемоданах, в которых когда-то жили мамонты.
Остановки — как эпизоды сериала
Каждая остановка — это торжество народной дипломатии: бабушки на перроне с пирожками, торговцы пивом и "холодненькой" (которая уже горячая), а также неизменное: "Граждане пассажиры, поезд отходит через три минуты!" — когда половина вагона разбежалась за пирожками.
Длинносоставные пассажирские поезда СССР были не про скорость, а про смысл. Это была движущаяся модель страны: всё скрипело, ехало, гудело, но — ехало. Люди жили в этих составах, успевали влюбляться, ссориться, играть свадьбы и терять носки.
Настоящая дорога — это не когда быстро. А когда с душой, шумом и тремя сутками без душа.