Вагон-ресторан в поезде СССР: как это было

2:27

Вагон-ресторан (он же "ресторанка") — это не просто место, где можно было поесть.

Это был настоящий центр "социальной жизни" в поезде: здесь встречались незнакомцы, обсуждали политику, играли в домино и, конечно, ели борщ с хлебом.

Устройство и интерьер

Вагон был разделён на 2 основные части:

  •  кухонный отсек с плитами, холодильниками и кладовками;
  •  обеденный зал с 8-12 столиками на 2-4 человека.

Интерьер — деревянные панели, скатерти, шторки на окнах, иногда — вазы с искусственными цветами.
Стулья часто были прикручены к полу, а столы — с бортиками, чтобы посуда не падала при торможении.
Освещение — тёплое, ламповое, создающее почти домашнюю атмосферу.

Персонал

Штат вагон-ресторана:

  •  шеф-повар и 1-2 повара
  • официантки (вежливые, но строгие)
  •  мойщица посуды
  •  проводник, отвечающий за хозяйственную часть.

Персонал часто был опытным, с кулинарным образованием, особенно на престижных поездах типа "Россия" или "Красная стрела".

Меню

Меню варьировалось в зависимости от маршрута, но основные блюда были примерно такими:

Первые блюда:

  •  Борщ со сметаной;
  •  Рассольник;
  •  Куриный бульон с яйцом и зеленью.

Вторые блюда:

  • Котлета с пюре;
  •  Жаркое по-домашнему;
  • Макароны с тушёнкой;
  • Рыба жареная или в кляре.

Салаты:

  •  Винегрет;
  • "Оливье";
  • Капустный салат с морковью.

Десерты:

  • Пирожки;
  • Блины;
  • Компот из сухофруктов;
  • Чай в стакане с подстаканником, сахаром и лимоном.

Цены: умеренные, но всё же выше, чем в обычной столовой. Бюджетный обед обходился в 2-3 рубля.

Атмосфера

В вагоне-ресторане курили (в 1970-80-х — свободно), а позже — только в специально отведённой части. Часто играла музыка из радиоприёмника или магнитофона.
Здесь отмечали дни рождения, знакомились, иногда спорили, иногда мирились.
Некоторые пассажиры заходили просто "посидеть у окна" с чаем.

Вагон-ресторан в поезде СССР был чем-то большим, чем просто столовая на рельсах. Это был символ уюта и настоящей дороги — неспешной, ароматной, душевной. Даже если ты ехал один, именно здесь можно было почувствовать, что ты — часть большого пути.

Уточнения

Желе́зная доро́га — дорога с рельсовыми путями, предназначенная для передвижения железнодорожного подвижного состава.

Автор Дмитрий Плотников
Дмитрий Плотников — журналист, обозреватель Правды.Ру
Редактор Кирилл Янчицкий
Кирилл Янчицкий — выпускающий редактор Правды.Ру.
Последние материалы