Вагон-ресторан (он же "ресторанка") — это не просто место, где можно было поесть.
Это был настоящий центр "социальной жизни" в поезде: здесь встречались незнакомцы, обсуждали политику, играли в домино и, конечно, ели борщ с хлебом.
Устройство и интерьер
Вагон был разделён на 2 основные части:
Интерьер — деревянные панели, скатерти, шторки на окнах, иногда — вазы с искусственными цветами.
Стулья часто были прикручены к полу, а столы — с бортиками, чтобы посуда не падала при торможении.
Освещение — тёплое, ламповое, создающее почти домашнюю атмосферу.
Персонал
Штат вагон-ресторана:
Персонал часто был опытным, с кулинарным образованием, особенно на престижных поездах типа "Россия" или "Красная стрела".
Меню варьировалось в зависимости от маршрута, но основные блюда были примерно такими:
Первые блюда:
Вторые блюда:
Салаты:
Десерты:
Цены: умеренные, но всё же выше, чем в обычной столовой. Бюджетный обед обходился в 2-3 рубля.
Атмосфера
В вагоне-ресторане курили (в 1970-80-х — свободно), а позже — только в специально отведённой части. Часто играла музыка из радиоприёмника или магнитофона.
Здесь отмечали дни рождения, знакомились, иногда спорили, иногда мирились.
Некоторые пассажиры заходили просто "посидеть у окна" с чаем.
Вагон-ресторан в поезде СССР был чем-то большим, чем просто столовая на рельсах. Это был символ уюта и настоящей дороги — неспешной, ароматной, душевной. Даже если ты ехал один, именно здесь можно было почувствовать, что ты — часть большого пути.
Желе́зная доро́га — дорога с рельсовыми путями, предназначенная для передвижения железнодорожного подвижного состава.