Конец журналистики

Труднее всего отстирать от комка грязи белоснежную рубашку: сколько ни старайся, хоть пятнышко, да останется. Это нехитрое житейское правило прекрасно знали анонимщики ещё советской эпохи. Неслучайно в застойные времена анонимка стала самым действенным средством политической борьбы. Её сочиняли на семейных кухнях и в обкомовских кабинетах, в детсадах и прокуратурах, привлекая к делу в первом случае — малых детей, во втором — опытных криминалистов. В таких случаях из-за отсутствия индивидуальных особенностей почерка нельзя было изобличить автора подмётного клеветнического письма.

Анонимку, как правило, ждали, и порою к её приходу начальством уже была сформирована "авторитетная комиссия" по мордованию порядочных людей. Если эта комиссия не могла в нужном ключе выполнить деликатное задание, назначали вторую, третью,.. десятую. Бывали случаи, когда человека по анонимной клевете доводили до самоубийства. Чем порядочнее и честнее оказывалась жертва поклёпа, тем больше "зверела" комиссия. По её разумению, чистых, незапятнанных ни чем людей просто не могло быть.

Мой сосед по даче, Герой Советского Союза военный лётчик Иван Семёнович Мережко лет 15 назад, вконец растерянный после 20-го(!) коллективного анонимного письма жаловался мне:

— Нет, вы представляете, — председатель комиссии говорит: "У вас стена дачи на 15 сантиметров длиннее, а от потолка до конька крыши, вместо положенных 180 сантиметров — у вас 2 метра. Надо укоротить стену!..".

Я не знаю, подлецы, безумцы или палачи входили в эту гнусную комиссию, — скорее, все вместе. Но человек в здравом уме не посоветует отломать, а затем заново приставить кирпичную стенку. Но ведь было, было! Когда лётчик Иван Мережко сбивал немецкие самолёты, никому не приходило в голову измерять, в какое воздушное пространство он при этом залез. В мирное время кто-то посчитал, что он отнял своей крышей 20 сантиметров чужого неба, и человека мордовали три года.

Сейчас анонимки преданы анафеме и никакое разбирательство по ним по закону не должно проводиться. Однако, фантазия подлецов неистощима, она изобрела новую форму анонимки, как средство всё в той же политической борьбе. Имя ей — псевдоним.

Статьи, подписанные вымышленными фамилиями, — это те же анонимки. И их число множится перед какими-либо выборами, особенно губернаторскими. Скажем, в крупнейшей столичной газете нехорощо пишет об одном уважаемом волгоградском учреждении некто Дмитрий Ремезов. Статейка у него подленькая, трусливая, глупая и лживая.

Жертвы измышлений Ремезова, как и его возможные читатели, не подозревают, что такого журналиста нет не только в Волгограде, но и во всей России. Перед нами классический образец статьи-взятки, статьи-провокации. Несмотря на тщательную маскировку под общественно-политический текст, опытный газетчик сразу увидит высокооплаченную "заказуху", которую поставляют столичным СМИ московские и доморощенные пиаровские конторы с их чёрными избирательными технологиями.

Авторы, укрывшиеся за псевдонимами, могут обойтись и без этих "контор", а принести свою пасквильную продукцию прямо в редакцию, где 5-6 сотрудников втайне от остального коллектива "проталкивают" публикацию на газетную полосу. Оплата труда идёт чистоганом, разумеется, мимо кассы и налоговой инспекции.

Понятно, что занимаются этим люди бесстыжие, жадные до денег и начисто лишённые каких бы то ни было принципов. Им ничего не стоит в следующем же номере опубликовать "чернуху" и на своего вчерашнего заказчика. Порою это вообще делает один и тот же автор — псевдонимов хватит на всех.

Такая метода означает гибель, конец журналистики. Мало того, что стало уже просто невозможно смотреть телевизор, читать множество жёлтых бульварных газет с их порнографией, матом и ложью. Так теперь в обиход вошли и псевдоавторы.

Можно ли их разоблачить? Конечно! Это совсем не трудно. Чрезвычайно легко вычисляется довольно узкий круг заинтересованных в той или иной публикации. Легко вычислить и тех, от кого зависело прохождение материала на газетную полосу, — эти люди и поделили между собою "навар" заказчика - что, на самом деле, и было единственной целью всей операции. Жаль, но пока этой "коммерцией" никто толком не занимался. А ведь на самом деле речь идёт о банальной взятке, т.е. уголовно наказуемом деянии.