“Электрон” ушел от пограничников, от бомб и от сетей

Из подобных историй слагается эпос. Сказ о том, как “Электрон” от погони уходил. Причем в отличие от чиновников МИД и ФСБ России в Мурманске общественность целиком на стороне бравого капитана Яранцева, который на скорости 9 узлов сутки улепетывал от быстроходных норвежских пограничников, отмахиваясь от варягов багром. Даже капроновая сеть его не взяла, намотавшись на винты совсем другого судна — траулера “Григорий Арлашкин”.

По сообщению оперативного дежурного службы наблюдения за флотом, с норвежского самолета под нос судна “Арлашкин” был сброшен “плавучий дельт”, то есть рыболовная сеть. Вообще-то сеть хотели бросить на “Электрон”, но он увернулся. Как рассказали вчера “МК” в Союзе рыбопромышленников Севера, пограничные суда Норвегии, скорость которых раза в три превышает скорость “Электрона”, не смогли догнать его по одной простой причине: они просто боятся близко подходить к борту непредсказуемого траулера, который к тому же все время меняет направление, путая следы как заяц. Кстати, немало мешал пограничникам и траулер “Арлашкин”, который сознательно вклинивался в их маневры, прикрывая собой “Электрон”.

Смех смехом, но обездвиженный “Арлашкин” мог реально пойти ко дну, поскольку в Баренцевом море бушевал шторм в 9 баллов. Тут уж и российский ВМФ, и прочие рыболовы не стерпели, отправившись на выручку пострадавшему траулеру кавалькадой в семь судов. Большой противолодочный корабль “Адмирал Левченко” взял “шефство” над “Электроном”, препроводив его в российские территориальные воды. А противолодочный корабль “Адмирал Чабаненко”, спасательное судно “Пурга” и еще четыре рыболовных траулера пошли освобождать от пут “Арлашкин”. Норвежские военные уверяют, что никаких сетей на судно не сбрасывали. Но команда “Арлашкина” твердо намерена сдать обрывки капроновых тенет на экспертизу и вчинить иск норвежской стороне.

— Конечно, норвежцы теперь будут отбрехиваться от самолетов и сетей, как и наши — от того, что у них были сети с мелкими ячейками. Во всяком случае, самолет был. У меня есть об этом свидетельства капитанов обоих российских траулеров. А просто с неба сеть свалиться на винт не могла, — заявил “МК” генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Геннадий Степахно.

По его мнению, у норвежцев не было никаких правовых основ для ареста траулера. “Таким способом норвежцы “разминают мышцы” перед очередным заседанием совместной Российско-норвежской комиссии по рыболовству, чтобы расширить собственное влияние в общей экономической зоне. И увеличить собственные квоты. На днях в Союз рыбопромышленников из Норвегии прислали список с десятками названий судов, браконьерствующих в чужой экономической зоне. Северные соседи предъявляют претензии на 3 тысячи тонн “черной рыбы”, — говорит он. “Если бы “Электрон” увели в норвежский порт, то он остался бы там навсегда”, — добавляет гендиректор союза.

Любопытно, что в тот же день, когда началось преследование “Электрона”, норвежцы арестовали другое рыболовецкое судно — “Метелица” — за то, что рыбаки перегружали рыбу на расстоянии 5—6 миль от береговой линии архипелага Шпицберген.

В любом случае за “игры на воде” придется отвечать: и капитану, и судовладельцам. В России им грозит штраф в две тысячи рублей — за нарушение правил общения с норвежскими инспекторами. В Норвегии сумма штрафа составила бы от 200 тысяч до миллиона крон (от 880 тысяч до 4,4 млн рублей). А то и вовсе компания потеряла бы судно. Так что, по мнению российских рыболовов, игра стоила свеч, сообщает МК".

Обсудить