Источник Правда.Ру

Благотворительный фонд В. Потанина составил ежегодный рейтинг ведущих российских вузов

Благотворительный фонд В. Потанина составил комплексный рейтинг ведущих российских вузов по итогам Федеральной стипендиальной программы в 2004/05 учебном году. Его особенность состоит в том, что в качестве критериев оценки вузов берутся интеллектуальный и личностный потенциал студентов и профессиональный уровень молодых преподавателей. По условиям программы участвовать в ней могут студенты дневных отделений, имеющие только отличные результаты за две последние сессии и преподаватели, которых выдвигает ученый совет вуза, поэтому в рейтинге отражена оценка студентов и педагогов, которых сами вузы считают лучшими.

Федеральная стипендиальная программа охватывает 11 московских и 56 ведущих государственных университетов из всех федеральных округов. По результатам конкурсных отборов в 2004/05 учебном году стипендиатами стали 1330 студентов этих вузов, гранты получили 133 молодых преподавателя. В отборах приняло участие 14 492 отличника и 327 преподавателя. Конкурсные состязания проводились в течение учебного года по одним и тем же методикам, что позволило сравнить студентов и преподавателей из разных вузов.

Лидером рейтинга второй год является Воронежский государственный университет.

Высшие позиции рейтинга заняли:

1. Воронежский государственный университет; 2. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; 3. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; 4. Московский физико-технический институт (государственный университет) – МФТИ; 5. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова.

Полностью рейтинг опубликован на сайтах www.stipendia.ru , www.fund.potanin.ru

Критериями отбора лучших студентов являлся не уровень специальных знаний, а общая эрудиция, интеллект, логика, умение нестандартно мыслить, креативность, коммуникабельность, активность, лидерский потенциал. Первый этап – тестирование, к которому допускались все пришедшие на конкурс отличники – проверял уровень интеллекта, кругозор и логику. В следующий тур проходили студенты, набравшие наивысшие баллы в тестировании. Второй тур – ролевые игры – выявлял лидерские и организаторские качества соискателей. По завершении конкурсных отборов в каждом федеральном округе для победителей проводилась деловая игра-презентация с участием работодателей, на которой стипендиатам предлагалось продемонстрировать навыки командной работы, проектного мышления.

В конкурсе молодых преподавателей также участвовали лучшие молодые педагоги вузов (в возрасте до 35 лет, имеющие ученую степень и преподавательский стаж не менее 3-х лет), которых выдвигал ученый совет. Затем независимые эксперты рецензировали присланные соискателями работы. Параллельно проводилось анкетирование студентов, у которых педагоги вели занятия. В итоге преподавательская оценка складывалась в пропорции: 40% - мнение студентов и 60% - экспертное заключение. При составлении преподавательского рейтинга также учитывались баллы всех соискателей.

В итоге комплексный рейтинг вузов Благотворительного Фонда рассчитывался на основании четырех критериев, каждый из которых имел свой вес: • данные общего тестирования всех студентов, пришедших на отбор (36%); • данные по итогам второго тура – ролевых игр среди студентов (18%); • конкурс грантов для молодых преподавателей (40%); • оценки стипендиатов в заключительной деловой игре с участием работодателей (6%);

Каждый вуз был проранжирован в соответствии с этими весами критериев, и его итоговое место в рейтинге определялось по общей сумме оценок. Сопоставление студенческих оценок показало отсутствие принципиального разрыва между уровнем студентов московских и петербургских вузов и уровнем студентов из лучших региональных вузов. Еще один вывод состоит в том, что многие столичные вузы по-прежнему не сумели занять ведущие позиции во многом потому, что в них сейчас остро стоит вопрос с кадрами молодых преподавателей. В 2004/05 году самые высокие преподавательские баллы оказались у молодых преподавателей Московского физико-технический института (государственный университет) – МФТИ, затем следуют Воронежский государственный университет, Саратовский государственный медицинский университет, Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасск). Данный рейтинг Благотворительный фонд В.Потанина будет использовать в качестве критерия для определения вузов-участников программы на 2005/06 учебный год.