И в автобусах будут "черные ящики"

Минтранс России предложил внести изменения и дополнения в закон "О безопасности дорожного движения". Речь идет об обязательном оснащении грузовых автомобилей и автобусов как междугородних, так и городских рейсов тахографами - приборами постоянной регистрации режима труда и отдыха водителей.

Статистика российских ДТП с участием рейсового транспорта шокирует. Крупные аварии на дорогах, жертвами которых становятся пассажиры, происходят каждый день. Иногда их бывает по две-три в сутки! Так, 29 июля в Алтайском крае на трассе М-52 съехал в кювет рейсовый автобус.

Причиной аварии стала смерть водителя за рулем, предположительно, от внезапной остановки сердца. К счастью, из пассажиров никто не пострадал. В этот же день перевернулся двухэтажный автобус на трассе Элиста – Волгоград. Погибла молодая девушка, пятеро путешественников получили различные травмы.

А ранним утром 3 августа в Подмосковье на Рублево-Успенском шоссе столкнулись пассажирский автобус и легковой автомобиль. В результате водитель автобуса не смог удержать машину на шоссе, она съехала в кювет и перевернулась. Пострадали 16 пассажиров.

24 июля в Ростовской области рейсовый автобус столкнулся с грузовиком. Трагедия унесла жизни 21 человека, восемь были госпитализированы. В этот же день на трассе Краснодар – Джубга ещё один пассажирский автобус столкнулся с иномаркой.

Погибли супруги из Санкт-Петербурга, их четырехлетний малыш чудом остался жив. Но самая страшная за последнее время авария произошла 20 июля – под Новосибирском опрокинулся автобус, следующий по маршруту Томск – Яровое. Погибли восемь человек, повреждения получили более 30.

Следователи до сих пор устанавливают причину ДТП. Вполне возможно, некоторые аварии произошли из-за того, что водители проводили за баранкой больше времени, чем положено. Сказывались усталость, недосып... Разумеется, это только предположения.

Чтобы получать точные данные об этом и уменьшить для пассажиров риск пострадать в ДТП, Минтранс России решил усилить систему контроля за режимом труда и отдыха водителей общественного транспорта.

Читайте также: В России появятся новые водительские права со штрих-кодом

Ведомство подготовило и направило в правительство страны предложения по внесению изменений и дополнений в закон "О безопасности дорожного движения", касающихся оборудования пассажирского автотранспорта тахографами.

Автомобильный тахограф (в переводе с латинского – "самописец скорости") – это контрольный прибор, регистрирующий скорость движения транспортного средства и пройденный им путь. А также режим труда и отдыха водителя.

"Тахографами, согласно действующему закону, - рассказала "Правде.Ру" замначальника отдела общественных связей пресс-службы Минтранса Любовь Бритвина, - сейчас оснащают пассажирский и грузовой автотранспорт, выполняющий только международные перевозки на территории России.

Поправки предусматривают обязательную установку этих приборов на всех видах пассажирских автобусов (междугородних, внутригородских и пригородных).  А также в грузовиках, выполняющих потенциально опасные виды перевозок (крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов).

Кроме того, разработаны дополнения в КоАП в части установления административной ответственности водителей грузовых автомобилей и автобусов и их работодателей за нарушения, связанные с несоблюдением водителями режима труда и отдыха.

Поскольку требование установки и использования тахографов станет обязательным, уклонение от него будет наказываться для того, чтобы повысить ответственность перевозчиков за безопасность пассажиров.

Сейчас документ проходит процедуру согласования на межведомственном уровне, после чего будет внесен в Госдуму. Несколько заинтересованных министерств и управлений его уже одобрили. Необходимо доработать ряд позиций. О сроках принятия поправок говорить рано. Возможно, это произойдет до конца текущего года".

По словам Бритвиной, в Минтрансе считают, что автомобили, перевозящие пассажиров и грузы по междугородным маршрутам, необходимо оснащать тахографами уже при их производстве.

Предприятия с автоматизированными навигационными диспетчерскими системами (куда поступают данные с тахографов) на городском пассажирском транспорте успешно работают в Москве, Казани, Краснодаре, Мурманске, Калининграде, Новосибирске (всего в 80 городах страны).

Что касается пригородного пассажирского сообщения, хорошо налажен автоматизированный контроль в Волгоградской, Кемеровской, Липецкой, Саратовской, Московской, Ярославской областях (всего в 27 регионах). С принятием поправок количество автоматизированных диспетчерских увеличится.

В России сейчас в основном используются электронно-механические тахографы. Цифровые должны появиться с 16 июня 2010 года, в рамках реализации европейского соглашения о международных автомобильных перевозках (ЕСТР).

На данный момент в нашей стране ведется подготовка к внедрению системы цифрового тахографа в соответствии с требованиями о международных автоперевозках: разработка законодательной базы, сервисной сети и прочего.

Принятие поправок в закон "О безопасности дорожного движения", вполне возможно, совпадет с внедрением цифровых тахографов в России.

Читайте самое интересное на главной странице сайта