Все, кто хоть раз в жизни задавался вопросом, из чего складывается стоимость авиабилета, знают, что почти 25 процентов в этой сумме – страховые деньги. Другими словами, авиапассажир независимо от собственной воли оплачивает транспортное страхование, по закону возложенное на перевозчика.
Министерство транспорта России предлагает отныне в обязательном порядке страховать пассажиров всех видов транспорта - железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического, морского и внутреннего водного, а также тех, кто ездит на метро. Кроме этого, суммы выплат в случае причинения вреда обещают вырасти не в разы, а в сотни раз.
В статье 7 проекта закона говорится: «В договоре обязательного страхования должны быть указаны страховые суммы раздельно для следующих рисков:
1. для риска гражданской ответственности за причинение вреда жизни потерпевшего; страховая сумма по этому риску не может быть меньше, чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на каждого потерпевшего;
2. для риска гражданской ответственности за причинение вреда здоровью потерпевшего; страховая сумма по этому риску не может быть меньше чем два миллиона рублей на каждого потерпевшего;
3. для риска гражданской ответственности за причинение вреда имуществу потерпевшего; страховая сумма по этому риску не может быть меньше, чем двадцать три тысячи рублей на каждого потерпевшего».
Финансовый резерв для столь существенных компенсационных выплат должны сформировать перевозчики, а чтобы они исправно платили страховым компаниям взносы, Минтранс предлагает создать контролирующий орган – Ассоциацию по гарантированию выплат с представительством в каждом регионе.
Для сравнения: сейчас автовладельцы могут получить по ОСАГО 160 тысяч рублей, пассажиры водного транспорта - 100 тысяч рублей, а пассажиры поездов при междугородних перевозках - 12 тысяч рублей.
Авторы новшества руководствуются, как обычно, благими намерениями. По их мнению, увеличение компенсаций за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу в период поездки на любом виде транспорта станет благом для пассажиров. Еще бы, два миллиона рублей – не шутка.
Читайте также: Минтранс в 10 раз сократит число воздушных зон РФ
На такие деньги, если не дай бог пострадаешь, можно лечиться не год и не два. Эта сумма станет и существенным подспорьем для родственников, потерявших в транспортной катастрофе кормильца семьи.
Ну а само внедрение механизмов экономического стимулирования перевозчиков по идее должно снизить аварийность на пассажирском транспорте. Однако возникает, как у героя известной киноленты Ивана Васильевича Бунши, вполне закономерный вопрос – за чей счет банкет?
Законопроект предусматривает ответ и на этот вопрос. Страховать граждан предлагается за их же счет путем повышения себестоимости платы за проезд. Из приложения к проекту ясно, что больше всего подорожает проезд на междугородних автобусах — на 11 процентов.
Стоимость поездок на городских автобусах, трамваях, троллейбусах, метро увеличится, по мнению авторов проекта, не более чем на 5,5%. Железнодорожные билеты вырастут в цене не более чем на 0,2 процента.
«Всем понятно, что страховое лобби – одно из самых мощных в нашей стране, - считает председатель Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков. – Страховые услуги навязываются всем в обязательном порядке, и в итоге все сводится к простой схеме: страховые компании соберут огромные деньги, пассажирам выплачены будут копейки, страховщики получат сверхприбыли.
Выиграют ли от этого потребители транспортных услуг? Только проиграют из-за подорожания проезда. Многие ли готовы переплачивать 11 процентов за билет на междугородний автобусный рейс? А главное – зачем это делать? Обязательное транспортное страхование пассажиров любого вида транспорта, на мой взгляд, не является необходимой мерой.
Если пассажир пострадал по вине перевозчика, он и так имеет право на компенсационные выплаты согласно Гражданскому кодексу, Закону о защите прав потребителя и ряду подзаконных актов. Эти вопросы решаются в судебном порядке, и практика показывает – в пользу пострадавшего пассажира. А поскольку речь идет о крупных перевозчиках (тот же метрополитен, например) – это платежеспособные организации.
Так что каких-то особых причин, кроме лоббирования интересов страховщиков, я в этом новшестве не усматриваю. Его насущная необходимость равна нулю. У нас что только не
предлагают страховать! Например, год назад обсуждалась идея страхования покупателей некачественных продуктов, а страховые выплаты предлагалось возложить на магазины, продавшие эти продукты.
И еще одна важная проблема – к нам поступает много жалоб на страховые компании, уклоняющиеся от выплат под тем или иным предлогом. В своем нежелании расставаться с деньгами они прикрываются чем угодно – правовой безграмотностью граждан, нелюбовью ходить по судам, изъянами в законах.
Страховые лобби только усугубляют коррупционную ситуацию в стране, и, на мой взгляд, государству нужно давно обратить на это внимание».
Получается, при всей привлекательности идеи, у нее есть и свои существенные минусы. Будет ли введено обязательное страхование пассажиров всех видов транспорта и новые суммы компенсационных выплат, покажет время.