Источник Правда.Ру

Эксперт: Школьные учебники должны быть написаны хорошо и просто

Заместитель председателя Комитета по образованию Государственной думы Олег Смолин в интервью "Правде.Ру" прокомментировал ситуацию со школьными учебниками.


"У каждого свой учебник истории"

Кто пишет учебники для школьников? Кто их проверяет?

— Процедура грифования учебников, то есть их допуска в школу, выглядит так: заключение о научном содержании дает Академия наук, далее Российская академия образования дает заключение об их методической подготовленности. Тем не менее, нареканий в адрес учебников довольно много.

Я большинства учебников в глаза не видел, но однажды я участвовал в заседании, в парламентских слушаниях Совета Федерации и там, соответственно, бывший министр, бывший член совета федерации Александр Петрович Починок держал в руках учебник по истории очень известного издательства.

Он прочитал мне в этом учебнике примерно следующее: "в 1941 году, на советско-германском фронте, общая численность фашистских войск составляла 6,5 миллиона человек" и на соседней странице: "на советско-германском фронте в том же году численность сухопутных войск Германии составляла 7,5 миллиона человек". То есть всего 6,5, а сухопутных из них — 7,5.

Я думаю, что это как раз связанно с тем, что издательство великое, автор великий и рецензенты, наверное, просто не читали, а подмахнули положительное заключение на этот учебник. Самое главное дальше: министерство образования и науки издало приказ №1047, который меняет процедуру грифования учебников, причем, меняет таким образом, что в ближайший год дополнительные затраты региональных бюджетов и родителей составят примерно 17 миллионов рублей.

Под красивой идеей улучшения качества и сокращения числа учебников, фактически, по мнению независимых экспертов, предпринимается попытка монополизации учебного книгоиздания, всего того же издательства, которое выпустило тот самый учебник по истории. Поэтому учебное книгоиздание нуждается в реформировании, но не в том, которое нам предлагает министерство образования и науки. Мы предлагали со своей стороны целый ряд идей, которые должны были сократить количество учебников и поднять их качество, но, как часто бывает, исполнительная власть идет административно-бюрократическим, а не содержательным путем.

Есть ли нарекания к каким-то уже используемым учебникам?

— Я не очень много читал современных учебников, но насколько понимаю, не всегда учебники имеют собственное лицо, и их можно отличить от других. На мой взгляд, есть недостаточно продуманные педагогические эксперименты в современном учебном книгоиздании, которые вызывают вопросы у родителей, у журналистов. Могу привести пример, правда не из учебника. Как-то меня пригласили в телекомпанию вместе с известным научным руководителем известного вуза, чтобы, извините, достать левое ухо правой рукой, мы достали, но оказалось, что ребенок должен доставать другим способом, а тот способ, каким мы достали, считается показателем недостаточного интеллекта.

Я считаю, что в мое время, а сейчас, может, особенно учебники переусложнены по форме изложения. Когда-то Гете говорил, что есть четыре уровня усвоения материала: первый уровень — просто и плохо, второй уровень — плохо и сложно, третий уровень — хорошо и сложно, а четвертый уровень — хорошо и просто. Вот вузовский учебник можно выдавать на третьем уровне, а школьный только на четвертом.

Я думаю, если бы наши учебники были написаны более простым языком, то это бы значительно повысило качество образования наших детей. Но, справедливости ради, я должен сказать, российские законы написаны гораздо хуже, чем российские учебники, и не случайно Михаил Абызов говорит, нужно переводить законы на понятный гражданам язык.

Читайте также: Новый учебник истории России сегодня покажут президенту

Дорогие друзья, читайте сегодня в "Правде.Ру" большой материал о школьных учебниках. По этой же теме в 17:00 в прямом эфире выскажется заведующий кафедрой высшей математики №1 МИЭТ, доктор педагогических наук, доцент, профессор, учитель высшей категории Александр Прокофьев.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Дмитрий Савельев высказался в пользу стабильных отношений России с Азербайджаном
СМИ обсудили возможность голодных бунтов в России
Госдеп предупредил Россию о "драконовых" санкциях
Пилот после столкновения с НЛО над Ирландией: "Рад, что это видел не только я!"
Сибирскими учеными разработан "чудесный порошок" для очистки рек
Ленина предложили заменить в мавзолее резиновой куклой
Почему не работает послехакасская методичка
Путин попросил Медведева понимать, какова реальная жизнь в России
Пастыри УПЦ спасли православие, Украину и Россию
В Париже спасли львенка Путина из прокатной "Ламборджини"
Карточный расклад: четыре сбоку - ваших нет
Карточный расклад: четыре сбоку - ваших нет
Карточный расклад: четыре сбоку - ваших нет
Карточный расклад: четыре сбоку - ваших нет
Карточный расклад: четыре сбоку - ваших нет
Зачем США нужна паника на золотом рынке?
Зачем США нужна паника на золотом рынке?
Зачем США нужна паника на золотом рынке?
Зачем США нужна паника на золотом рынке?
Зачем США нужна паника на золотом рынке?
Зачем США нужна паника на золотом рынке?

В последние дни армянские СМИ муссируют тему военной помощи Армении со стороны России в случае агрессии, связывая это с нагорно-карабахской проблемой. Дмитрий Савельев, руководитель Межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан, убежден, что не следует тенденциозно толковать то или иное выступление официальных лиц, превращая его в политическую спекуляцию.

Дмитрий Савельев высказался в пользу стабильных отношений России с Азербайджаном