Александр БРОД: избиратель устал от выборов, но ждет от своих избранников быстрых решений

Сегодня в ТАСС проходит пресс-конференция, главной темой которой станет доклад Фонда исследования проблем демократии с прогнозом явки на предстоящих выборах губернаторов в российских регионах, составленный на основе экспертных оценок более 50 членов Рабочих групп по защите избирательных прав граждан, созданных региональными общественными палатами.

В мероприятии принимают участие член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Александр Брод, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Игорь Борисов, член Общественной палаты Севастополя, член рабочей группы "За честные выборы" Анатолий Лаврик, секретарь Общественной палаты Кировской области, руководитель рабочей группы по мониторингу избирательных прав Общественной палаты Кировской области Александр Галицких и член Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы по мониторингу избирательных прав граждан Общественной палаты Белгородской области Михаил Бажинов.

О том, как могут пройти голосования на предстоящих в сентябре выборах, "Правда.Ру" побеседовала с Александром Бродом, членом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

— Каков ваш прогноз явки на предстоящих выборах губернаторов в российских регионах? Что нам можно ждать?

— Наблюдается общемировая тенденция по снижению явки. Это связано, видимо с тем, что избиратель устает от выборов и у него падает доверие к политикам. Возможно, нужно подумать о каких-то альтернативных формах голосования, в том числе, об Интернет-голосовании.

Уходит поколение ярких политиков, а на смену им в европейских странах приходят популисты. Не всегда и в России политические партии на высоте: наблюдается определенный кризис идей, ярких личностей. Избиратель ждет, особенно в условиях кризиса, от своих избранников быстрых решений, которые бы позитивным образом отразились на семейных бюджетах, на личном благосостоянии. А в условиях кризиса это практически невозможно. Хотя политики часто склонны обещать исправить экономику, повысить благосостояние, понизить тарифы ЖКХ, но это объективно быстро не исправишь, не добьешься при всем желании. Все это вместе накладывает определенный отпечаток на выборы.

Но тем не менее еще есть пути для совершенствования избирательного законодательства. И это делать необходимо. Избирательные процедуры должны быть прозрачные, общественный контроль и наблюдатели должны содействовать чистоте этих процедур. Я не сторонник того, чтобы вводить административную ответственность, штрафы за неявку как это предлагают некоторые эксперты; даже в некоторых зарубежных странах есть такая практика.

Я считаю, что на выборы не нужно ходить из-под палки. Люди должны идти открыто, добровольно. А обновление политической системы и общественный контроль — это один из механизмов для повышения доверия к выборам. Чем мы будем активнее содействовать прекращению нарушений, содействовать привлечению к ответственности, тем будет лучше.

— Можно ли говорить, на ваш взгляд, что какие-то проблемные моменты относительно организации выборного процесса на данный момент учтены и это должно сказаться позитивно?

— Да, избирательный процесс, как мы видим, совершенствуется. Если посмотреть на статистику, с приходом нового состава ЦИК произошли позитивные сдвиги. Я мог бы отметить принципиальные позиции ЦИК и некоторые его верные шаги по изменению избирательного законодательства, в частности введение голосования по месту нахождения, видеонаблюдение. Это благотворно повлияло на повышение доверия граждан к выборам, пусть и небольшое. Я думаю, что если такая линия будет продолжаться, то доверие граждан к выборам будет расти и люди будут в большем количестве приходить на избирательные участки.

Представляем вашему вниманию часть доклада, с которым выступил директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.

В большинстве стран мира всенародных выборов высших должностных лиц регионов законодательство не предусматривает. Например, во Франции руководители регионов или департаментов называются префектами и назначаются президентом страны, а в Германии и Австрии во главе регионов (для их наименования используется понятие "земли") стоят избранные их парламентами премьер-министры.

Кстати, такого рода практика в определенном смысле соответствует законодательству некоторых российских регионов (например, Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Адыгея, Республики Северная Осетия-Алания и других).

Одной из немногих стран мира с прямыми выборами губернаторов являются Соединенные Штаты Америки. При этом показатели явки в конкретном штате в значительной степени зависят от исторических традиций голосования его избирателей и особенностей конкретной территории. Практика современных выборов во многих западных странах показывает, что уровень явки находится на значительно меньшем уровне, чем ранее.

Для примера напомню, что в 1968 году явка избирателей на выборах в палату представителей США доходила почти до 90%. Сейчас средняя явка на выборах в Палату представителей (речь идет о выборах 435 конгрессменов) за последние 15 лет колебалась от 42% до 48%. Разница с 70-ми годами практически в два раза.

Приведенные данные показывают, что явка в существенной степени зависит как от исторических традиций голосования и от особенностей избирателей, проживающих на конкретной территории.

На основе международной практики и в применение к предстоящим выборам губернаторов в 16 регионах Российской Федерации можно предложить следующую классификацию явки: высокая явка — более 40%, явка выше среднего — от 30 до 40%, ниже среднего — менее 30%.

Данный прогноз явки на выборах губернаторов в 2017 году подготовлен на основе экспертного опроса более чем 50 членов рабочих групп по защите избирательных прав граждан, созданных общественными палатами субъектов Российской Федерации. В ходе анализа большим приоритетом обладали более консервативные оценки т. н. мы не исключаем, что результаты по ряду регионов будут лучше.

Итак, в группу регионов с высокой явкой, то есть более 40%, аналогично выборам губернаторов штатов Оклахома, Луизиана и Южная Каролина попадают: Севастополь, Республика Мордовия, Белгородская область и Саратовская область.

В группу регионов с средней явкой, то есть от 30 до 40%, аналогично выборам губернаторов штата Нью-Йорк, Калифорния и Техас попадают следующие регионы: Республика Бурятия, Пермский край, Республика Марий Эл, Калининградская область, Томская область, Ярославская область, Удмуртская Республика и Рязанская область.

В группу регионов с явкой ниже средней, то есть менее 30%, аналогично явке на выборах губернатора штата Айдахо попадают: Свердловская область, Новгородская область, Кировская область, Республика Карелия.

В большинстве случаев наш прогноз соответствует электоральным традициям регионов. Например, на выборах губернатора Свердловской области 2003 года, которые прошли в два тура в условиях ожесточенного противостояния элит области и города Екатеринбурга (в лице Эдуарда Росселя и Антона Бакова), явка составила лишь 32% от общего числа избирателей, что практически не отличается от недавней явки на выборах губернатора штата Калифорния. В 2017 году, когда политические и управленческие элиты Свердловской области и Екатеринбурга работают в одной команде, размах, финансовые затраты и ожесточенность избирательной кампании существенно меньше, что не может не привести к меньшей явке. Интересно отметить, что в 2013 году на выборах главы Екатеринбурга наличие Евгения Ройзмана среди кандидатов практически никак не увеличило явку населения, оставив ее на уровне 33,6%.

На выборах губернатора Кировской области в 2014 году практически полностью доминировал бывший руководитель региона Никита Белых, который позиционировал себя одновременно в качестве представителя и власти, и оппозиции, что придавало некоторую живость избирательной кампании. Вместе с тем в 2014 году явка избирателей составила лишь 36%. С учетом повтора данной ситуации в 2017 году с точностью до тех же самых кандидатов от ЛДПР (Кирилл Черкасов) и КПРФ (Сергей Мамаев), с отличием лишь в фигуре поддержанного партией "Единая Россия" руководителя области, сложно ожидать, что явка превысит показатели 2014 года.

Наши рабочие группы по защите избирательных прав граждан в регионах неоднократно обращались к нам с предложением об изменениях избирательного законодательства в части наделения членов общественных палат субъектов РФ и членов Общественной палаты РФ правами, аналогичными правам наблюдателей от кандидатов. Мы обращаемся к Государственной думе Российской Федерации внести соответствующие изменения в законодательство.

В ближайшее время наша Рабочая группа по мониторингу избирательных прав граждан планирует просить секретаря Общественной палаты вынести этот вопрос на обсуждение всех членов Общественной палаты РФ и далее официально направить в Государственную Думу.