"Почту России" могут лишить монополии

В аппарате правительства завершается рассмотрение законопроекта "О почтовой связи": он может появиться на рассмотрении Госдумы уже 15 февраля 2013 года. Проект интересует многих россиян, а у главного поставщика данных услуг — "Почты России" — вызывает множество вопросов.

Авторы инициативы — Евгений Биргер, возглавлявший в 1999–2004 годах департамент почтовой связи Минсвязи, специалисты Минкомсвязи и других ведомств, почтовые службы, зарубежные эксперты, и даже вице-премьер Аркадий Дворкович.

Документ призван впервые создать в России равные правовые условия для частной и государственной почты, предоставить частным компаниям доступ к инфраструктуре государственного оператора, а также дать им право на обмен международными почтовыми отправлениями. Сейчас товары, заказанные за рубежом, считаются грузом, а не почтой, за счет чего взимается повышенная пошлина. Кроме того, планируется создание возможности пересылки писем в электронной форме и интернет-доступ к "виртуальным отделениям почтовой связи".

По мнению представителей ФГУП "Почта России", законопроект лишь увеличит количество проблем в секторе: операторы курьерской службы продолжат работать лишь на высокорентабельных направлениях, а "Почта России" будет получать "некомпенсируемые убытки" за счет неприбыльной, но социально значимой малогабаритной корреспонденции. Кроме того, в компании отметили, что вынуждены содержать 28 тысяч нерентабельных сельских отделений, которые нельзя закрыть.

Читайте также: Интернет-магазины остановили работу "Почты России"

Однако Биргер не согласен с такой формулировкой вопроса. По его словам, анализ расходов главного "почтовика" "показывает не только неэффективность управления, но и масштабные финансовые злоупотребления", а клиентов "Почта России" при крайне выгодной инфраструктуре теряет из-за низкого качества услуг и неэффективного управления.

Работу "Почты России" может улучшить еще один пункт законопроекта — введение максимальной стоимости почтового отправления. Это позволит крупным клиентам, в том числе магазинам, получать скидки на пересылку посылок и бандеролей и стимулирует их увеличивать объемы корреспонденции. В свою очередь увеличение потоков корреспонденции дозагрузит каналы главного "почтовика", которому сейчас выпускать на маршруты полупустой транспорт невыгодно.

Обсудить