Елена Альшанская рассказала о ситуации в сфере усыновления после принятия закона "Димы Яковлева"

Эксперт: Чтобы решить проблему детей-сирот, нужно заниматься поддержкой семьи

Руководитель БФ "Волонтеры в помощь детям — сиротам" Елена Альшанская рассказала в интервью "Правде.Ру" о ситуации в сфере усыновления детей-сирот спустя год со времени принятия закона "Димы Яковлева".

Насколько хорошо работает в реальности закон "Димы Яковлева"?

Речь шла о том, чтобы запретить семейное устройство детей в Соединенные Штаты Америки, и это действительно запрещено, так что в этом смысле закон работает. Однако в России детские дома закрываются достаточно слабо, в основном путем реорганизации, передачи детей из малокомплектных детских домов в более крупные. По крайней мере, так работает Московская область, не знаю, как другие регионы. А, конечно, у нас с 2006 года, в принципе, идет увеличение семейного устройства, благодаря активной социальной рекламе и поддержке государства с точки зрения какого-то материального стимулирования. Но после запрета усыновления в США какого-то роста семейного устройства не наблюдается, никакого скачка не произошло.

Стало ли проще усыновлять детей российским гражданам, или это по-прежнему сложно?

Вообще, принять ребенка в семью это всегда очень сложный вопрос, потому что в случае чего потом будет расплачиваться и ребенок, и семья. Но вот с историей про упрощение процедуры усыновления для россиян произошел забавный казус, как у нас часто, к сожалению, в стране бывает. С одной стороны действительно была сделана парочка упрощений, например, отменили необходимую ранее процедуру соответствия жилья нормам Роспотребнадзора. Был увеличен срок действия медицинской справки — это самый позитивный момент, потому что раньше родители должны были успеть в очень короткий срок, пока у них не была просрочена справка, собрать все остальное и найти ребенка.

При этом введена норма, которую очень сложно на жизнь положить, и многие наши приемные семьи уже столкнулись с этой проблемой. Если раньше для того, чтобы взять ребенка в семью, было необходимо предоставить справку о здоровье опекуна или усыновителя, то в этих новых нововведениях, которые возникли после принятия закона Димы Яковлева, введено совершенно ненужное требование к состоянию здоровья проживающих в квартире, даже не членов семьи.

Читайте также: "США считают, что РФ обязана поставлять им детей"

Например, если в квартире проживает бабушка пожилая, или она больна каким-нибудь раковым заболеванием, то это определяется опекой, как запрет на усыновление. Самое грустное для нас — это проблема с усыновлением ВИЧ-инфицированных детей. Те редкие семьи, которые берут таких детей, очень часто готовы взять не одного, а, например, двух или трех ВИЧ-инфицированных детей, поскольку уже умеют с ними обращаться, но, к сожалению, этот закон коснулся их в первую очередь, потому что ВИЧ-инфекция у одного из членов семьи в понимании опеки тоже является противопоказанием к семейному устройству. Мы сейчас активно боремся за то, чтобы отменили эту поправку.

Что нужно сделать, чтобы проблема детей-сирот начала решаться на практике, а не только в декларациях?

Самое главное, чтобы проблема детей-сирот была решена, нужно заниматься тем, чтобы дети не становились сиротами. Это, в первую очередь, профилактика, поддержка семьи, работа с трудными ситуациями. Например, у нас очень часто дети оказываются в детских домах, когда просто негде жить или нет денег. И та же самая ситуация связана с тем, что государство признает социальными болезнями: наркоманией, алкоголизмом. У нас нет практически никаких инструментов реабилитации, а наши наркоклиники работают в формате, честно говоря, средневековья. Мы не боремся с причиной, а бороться с последствиями можно бесконечно.

 

Обсудить