Алексей ИСАЕВ — о вкладе союзников СССР в победу над фашистами

63% россиян считают, что СССР мог победить в Великой Отечественной войне и без союзников. В обратном уверены лишь 28%. Опрос провел "Левада-центр". Не смогли ответить на вопрос социологов 9% респондентов.

Большинство опрошенных возлагает ответственность за огромные потери советского народа в войне на внезапность нападения гитлеровцев. Так ответили 36%. Еще 24% уверены, что дело было в военном и техническом превосходстве немецкой армии.

Некоторые респонденты полагают, что в большом числе погибших есть вина и советского руководства. 12% ответили, что оно "не считалось с жертвами", еще 10% считают, что командование было "слабым и неумелым". Напомним, по официальным данным, потери в войне составили 27 миллионов человек.

22 июня 1941 года, 76 лет назад, Адольф Гитлер развязал чудовищную войну против СССР. О том, почему так важно сейчас хранить память об этом печальном дне, когда началась самая кровопролитная война в истории нашей страны, читайте в нашем материале.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Алексею Исаеву, сотруднику Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации, кандидату исторических наук, писателю.

— Как вы оцениваете роль союзников в победе в Великой Отечественной войне?

— Главный вклад союзников в том, что они берегли жизни наших сограждан, солдат и командиров Красной армии. Конечно, мы могли победить и победили бы и сами, но это было бы дольше и стоило бы большей крови, причем заметно большей крови.

Если говорить о том, чем нам реально помогли союзники, — это поставки взрывчатых веществ и сырья, а также поставки пороха и исходников для его производства. Это был самый важный компонент. Если говорить по взрывчатым веществам, то за 1942-1945 годы почти половина взрывчатки была произведена с использованием сырья из поставок союзников. Порох на 30% в 1944 году был импортного производства. Без этого превосходство над немцами в материальных средствах достигалось бы с большим трудом.

Автомобили не столь важны, хотя их постоянно показывают в фильмах. Советский Союз к концу 30-х годов стал великой автомобильной державой. Именно грузовиков у нас было много. Поэтому до лета 44 года 75% автомашин Красной армии были отечественного производства. Причем следует подчеркнуть, что количество боеготовных машин, то есть исправных, было гораздо выше, чем импортных. Импортные машины очень сильно страдали от условий эксплуатации, и процент боеготовных был стабильно ниже, чем отечественных машин. Поэтому отечественные машины благополучно доездили, и только к 1945 году каждая третья машина была в армии импортная. Это на слуху, на виду, но не столько существенно, как помощь в области химии и технологий.

— С чем связаны многомиллионные потери СССР в Великой Отечественной войне?

— Большая часть военно-оперативных потерь — это убитые, пропавшие без вести, пленные. 5,3 миллиона человек приходятся на 1941 год. Всего же военно-оперативных потерь Красной армии за всю войну — 13,7 миллиона человек. То есть видно, что значительная доля приходится всего на 6 месяцев 1941 года.

Стратегическая внезапность — означает, что не успели отреагировать, отладить механизмы, которые отлаживаются не день, не два, а недели, войска с Северного Кавказа, с Урала перевести в западный округ и прочее. Эти большие потери 1941 года. Помимо людских еще были потери тех же производств боеприпасов и пороха. Это существенно ухудшило ситуацию. И второй год мы вели боевые действия в условиях нехватки боеприпасов. Это обусловило достаточно высокие потери.

Поэтому главная причина — это не сама по себе внезапность, а цепочка событий, которая была вызвана этой внезапностью. А что касается того, что командиры плохие, то это достаточно вредный миф, поскольку он вбивает клин между армией и обществом. Да, понятно, что были какие-то проблемы с командным составом, но они были обусловлены тем, что надо было построить огромную армию.