Эксперт: История в форме ЕГЭ скорей вредна, чем полезна

Эксперт: Историю сдавать нужно, но не в формате ЕГЭ

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила ввести для выпускников третий обязательный ЕГЭ — по истории. Инициативу прокомментировал "Правде.Ру" первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию Олег Смолин.

Во-первых, в свое время мы сдавали семь обязательных экзаменов, среди них экзамен по истории и обществознанию. Во-вторых, как историк по образованию, я абсолютно убежден, что изучение истории крайне важно и экзамен по этому предмету был бы крайне полезен. В-третьих, экзамен по истории был бы крайне полезен, но только не в форме ЕГЭ.

В форме ЕГЭ выясняются, в лучшем случае, память и в какой-то мере эрудиция, в минимальной степени — понимание исторического процесса и в никакой степени — отношение человека к истории своей страны. Можно историю на ЕГЭ надрессировать так, что у школьника выработается отвращение к истории свой любимой родины.

Поэтому экзамен по истории нужно проводить либо в устной форме, либо как минимум с элементом устного экзамена, чтобы, как сказал бы Петр Первый, "дурь каждого видна была". Кстати, в последнее время не только мы, представители оппозиции, но и представители правящей партии выказываются за введение элементов устного экзамена. И это правильно.

Мы все время говорим о перегрузках детей, но если вводить один дополнительный экзамен, я бы рекомендовал добавить русскую литературу, даже не историю. Она, как и история, воспитывает любовь к своей стране, дает понимание культуры своей страны. Но сверх всего прочего литература — это предмет, который влияет непосредственно на эмоциональную сферу ребенка, как говорила моя любимая учительница, "это воспитание души".

Наверное, лучше всего было бы ввести и историю, и литературу. Опять же литературу ни в коем случае не в форме ЕГЭ. Мы в нашем законе о народном образовании предлагали на выбор: либо сочинение, либо устный экзамен. Ребенок на экзамене должен иметь возможность показать лучшее, на что он способен, а не находиться под прицелом глушилок, запретов, и т. д. Либо два экзамена — история и литература, если один дополнительный, то скорей литература, но только не в форме ЕГЭ.