Эксперты Третьяковки выдавали фальшивки за подлинные произведения искусства

Специалисты Третьяковской галереи выдали по крайней мере сто недостоверных результатов экспертизы по произведениям искусства, в том числе оказавшимся впоследствии фальшивыми.

«Были вскрыты факты выдачи недостоверных экспертиз, в том числе на те произведения, которые в последующем оказались подделками. Таких фактов достаточно много. Назывались цифры 43, сейчас число достигло уже 100», - рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере массовый коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) Борис Боярсков.

Он подчеркнул, что «и само руководство Третьяковской галереи, конечно, заинтересовано в том, чтобы эти факты были вскрыты полностью». «Им была дана оценка. Мы участвуем в этой работе, помогаем отделить, что называется, зерна от плевел и определить, кто и в какой части допустил те или иные нарушения», - сказал Боярсков.

«Причем эти нарушения, как нам представляется, могут быть допущены как бы в силу сложности проведения их, этих экспертиз, - считает глава Россвязьохранкультуры. - Но могут быть и по другим мотивам, что должно стать уже причиной не нашего расследования, а иных органов и в первую очередь самого руководства Третьяковской галереи».

Проверка экспертных заключений специалистов Третьяковки началась ещё в конце марта по по факту выявления информации о подлинности произведений живописи, опубликованных в каталогах подделок. Речь идет о специализированном издании «Внимание: возможно, подделка!», выпускаемом под руководством Россвязьохранкультуры.

Читайте также: Тело Ленина пролежит десятилетия

На презентации одного из выпусков издания начальник управления Россвязьохранкультуры по сохранению культурных ценностей Виктор Петраков пообещал, что в следующий, четвертый том публикации войдут все те экспертные заключения, выданные Третьковской галереей, по данным которых многие подделки работ известных русских художников признавались оригиналами. Для полноты сведения сейчас анализируются данные не только изданных, но и неопубликованных материалов.

К слову сказать, в последнее время отмечается тенденция смещения ответственности за ошибку в экспертизе с учреждения на конкретное лицо, проводившее ее.

Однако, грешат подобным образом не только эксперты Третьяковской галереи. В феврале этого года разразился громкий скандал - картина, которая, как полагали до сих пор, принадлежала кисти французского импрессиониста Клода Моне и хранилась в немецком музее Wallraf-Richartz, оказалась не более чем искусной подделкой.

Умелая фальшивка была обнаружена реставраторами во время планового осмотра картины в преддверии выставки, посвященной творчеству импрессионистов. По словам сотрудников музея, полотно теперь не представляет никакой исторической ценности, но послужит хорошим уроком для тех, кто занимается подделкой произведений искусства, ведь эта находка открыто демонстрирует общественности высокие возможности современных технологий и профессионализм экспертов.

Обсудить