Персонал британской больницы уморил более тысячи пациентов

В Британии разгорается скандал, в центре которой оказалась одна из больниц Национальной системы здравоохранения. Ее сотрудники, как полагают следователи, несут ответственность за мучительную смерть 1,2 тысячи пациентов.

В стаффордширской клинике, финансируемой за счет трастового фонда NHS, система обслуживания больных была, как пишет британская газета The Daily Mirror со ссылкой на Минздрав страны, "ужасающе хаотичной". Пациентов оставляли без присмотра на несколько дней, они голодали и томились от жажды, пили воду из ваз с цветами и кричали от боли, потому что им не давали анестетиков.

По самым приблизительным данным, в период с 2005 по 2008 годы из-за ненадлежащего ухода в больнице скончались от 400 до 1,2 тысячи человек. Когда накануне эти данные были обнародованы и просочились в прессу, начался скандал национального масштаба. "Зверская клиника", как ее окрестили журналисты, дискредитировала всю систему здравоохранения Великобритании.

Родственники пациентов описали те нечеловеческие условия, в которых вынуждены были находиться больные, - "дефицит воды, как в странах третьего мира", грязь, вонь, кровь и экскременты на простынях, немытые раковины, практически круглосуточное отсутствие дежурных медсестер. Некоторых несчастных, приведя в туалет, забывали там на несколько часов - при том, что сами они не способны были вернуться в постель. В одной из палат у 55 процентов больных при проверке обнаружили пролежни, хотя при госпитализации они были только в 10 процентах случаев.

Кардиомониторы - приборы, предназначенные для контроля над сердечной деятельностью тяжело больных пациентов, - в этой больнице стояли без дела, потому что медсестры не умели ими пользоваться и даже включать боялись. Решения о том, кого из поступающих в приемный покой отправлять в реанимацию первым, а кто может подождать врачебной помощи, принимали не опытные медики, а сотрудники регистратуры, не имеющие даже права заниматься лечением людей.

Да и помощь, оказываемая "неотложным" больным, была в этом заведении отнюдь не скорой: известнен, к примеру, случай, когда пациент с открытым переломом руки, истекая кровью и с торчащим из локтя обломком кости, провел в ожидании врача четыре долгих часа, и ему никто не предложил сделать обезболивающий укол. "Срочные" пациенты порой оставались в приемном покое на несколько дней, пока персонал подыскивал им свободную койку. Некоторые больные в течение четырех суток ждали назначенных им операций - а ведь подготовка к хирургическому вмешательству предполагает абсолютное голодание, в некоторых случаях даже воду пить нельзя.

Газеты тут же вывели проблему на более высокий уровень, подняв вопрос о провалах "фактически в каждой области" здравоохранения, начиная с низкого качества обучения сотрудников и заканчивая нехваткой кадров, причем и высококвалифицированных профессионалов, и основного персонала. Фактически в "зверской клинике" попросту не было медсестер, в обязанности которым вменялось бы ночное дежурство. Скандал разразился настолько резонансный, что секретарь британского Минздрава накануне днем лично принес извинения пациентам этой клиники и их родственникам.

Ревизию клиники инициировала 47-летняя Джули Бейли, 86-летняя мать которой Белла Бейли скончалась в этой больнице в ноябре 2007 года. Увидев, в каких условиях содержали престарелую женщину, ее дочь решила подать жалобу на врачей. "Тот ужас, который я наблюдала в течение восьми недель, проведенных возле постели матери, буду помнить до конца моих дней, - рассказала Джули журналистам. - Ночами больные блуждали по коридорам, как привидения, стеная от боли, умоляя дать им еды. Они падали с коек и могли лежать на холодном полу часами, потому что никто не подходил их поднять. У меня было ощущение, что я в какой-нибудь больнице в Африке - такая была нехватка штата и общая разруха, страшный позор для нашей страны".

Дефицит персонала, как выяснилось, целиком и полностью на совести руководства клиники, которое в период с 2006 по 2007 годы сократило 150 медсестер, хотя в целом на обслуживание трех отделений больницы - реанимационного, хирургического и реабилитационного - требуется 150 человек. Зато директор сэкономил 10 миллионов фунтов и урезал общие расходы до того уровня, который в качестве условия предоставления своей помощи назвал фонд NHS.

Когда в 2008 году решался вопрос о переводе клиники на финансирование этого национального фонда, поступали "тревожные сигналы" по поводу ненадлежащего уровня оказываемых в ней медицинских услуг, однако решение все равно было принято положительное. Проверка началась только после того, как родственники умерших в больнице Стаффорда пациентов стали подавать жалобы в вышестоящие инстанции, и этих заявлений накопились десятки.

Инспекция, обследовавшая клинику, выяснила, что показатели смертности в отделении неотложной помощи здесь в разы превышают допустимые нормы. Руководство медицинского учреждения пыталось оправдаться, ссылаясь на "ошибки в оформлении документов" и называя данные о смертности среди больных "неправильно рассчитанными". Но комиссия Министерства здравоохранения этими объяснениями не удовлетворилась и продолжила расследование.

Председатель комиссии, сэр Йен Кеннеди, заявил накануне: "Это - отвратительная история кощунственного отношения к пациентам и ужасно выстроенной системы обслуживания больных. Никогда раньше мне не доводилось употреблять таких эпитетов в отношении британских клиник. Мы не сомневаемся, что многие люди пострадали, наверняка многие погибли, предстоит только выяснить - сколько именно".

Обсудить