Пытки: тайная страсть спецслужб и садистов

Применение пыток строжайше запрещено международным законодательством. Несмотря на это, по оценкам правозащитной организации Amnesty International, за последние годы применение пыток было зафиксировано в 150 странах мира, в том числе во вполне благополучных и демократических.

По данным экспертов "Всемирной Организации Против Пыток", до сих пор не существует точно определенных границ между жестоким обращением и пытками. Это своеобразная "серая" зона международного и национальных законодательств, которая, фактически, позволяет негуманно обращаться с арестованными. К примеру, многие спецслужбы вполне официально используют "жесткие" методы допросов, считая (иногда обоснованно), что иные методы не позволяют получить информацию у задержанных. Впрочем, многие современные эксперты уверены, что показания, полученные под пыткой, крайне недостоверны, потому что допрашиваемые часто просто фантазируют и говорят то, что от них требуют, лишь бы прекратить истязания.

Первым международным документом, запретившим применение пыток, стала Всемирная Декларация прав человека, принятая в 1948 году. Женевская конвенция (1949 год) запрещает пытки, а также жестокое и унизительное обращение с любым человеком, попавшим в плен. В 1984 году ООН приняла особую Конвенцию против пыток и иных видов жестокого и негуманного обращения с заключенными, к которой ныне присоединились 127 стран мира. В США Восьмая поправка к Конституции запрещает "жестокое и необычное наказание", что американские суды обычно трактуют как конституционный запрет на использование пыток. Согласно законодательству США, информация, полученная под угрозой физического воздействия, негуманного обращения или пыток, не может использоваться во время судебного процесса для доказательства вины. Вдобавок, следователи, которые применяют эту тактику, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Нарушение запрета на применение пыток не может быть юридически оправдано даже при экстраординарных обстоятельствах. Международные законы предполагают, что граждане государства, обвиняющиеся в применении пыток, должны быть наказаны самим этим государством. При этом, согласно международному законодательству, государство может быть привлечено к ответственности не только в том случае, если его официальные лица применяли пытки по приказу вышестоящего начальства, но и в том случае, если эти люди действовали по собственной инициативе, но государство бездействовало. Например, власти не предприняли никаких шагов, чтобы помешать применению пыток или не привлекли виновных в совершении подобных преступлений к ответственности.

До XX века пытки считались легитимным средством получения признательных показаний от подозреваемых в совершении преступлений. Первой страной мира, которая запретила применение пыток была Франция -это решение было принято в начале Великой Французской революции. Впрочем, запрет никогда реально на соблюдался. В массовом порядке пытки применялись и применяются в государствах, где существуют тоталитарные и авторитарные режимы. Однако и в демократических странах периодически проходят судебные процессы над сотрудниками правоохранительных органов, которые применяли пытки. Как правило, подобные преступления тщательно скрываются: к примеру, в 2002 году в Германии полицейские избили до смерти арестованного. Расследование было проведено лишь потому, что арестованный скончался. В ходе расследования выяснилось, что немецкие полицейские систематически использовали подобные методы.

По данным американской писательницы Джин Келлэвэй, автора книги "История пыток и казней", в 1955-1962-е годы Франция вела антипартизанскуювойну в Алжире и в массовом порядке использовала пытки, считая их жизненно необходимыми для получения разведывательной информации. Британские военные в те же годы применяли пытки на Кипре и в Йемене (до того, как эти страны обрели независимость от британской короны). Аналогичные методы применяли американцы во время войны во Вьетнаме. Профессор Генри Шу, специалист по международному праву, считает, что использование любого рода пыток следует немедленно и жестко пресекать, иначе последствия будут крайне тяжелыми. Он исследовал историю войны в Алжире и обнаружил, что изначально французские власти позволяли использовать пытки при допросах лишь как крайнюю и экстраординарную меру. Однако после того, как пытки начали применять, исключительная мера превратилась в повсеместную практику. Шу сравнивает это явление с раком — стоит появиться одной раковой клетке, как появляются другие, и здоровые ткани организма перерождаются.

В 1970-е годы стали достоянием гласности аналогичные методы, применявшиеся британскими спецслужбами во время допросов активистов Ирландской Республиканской Армии. Допрашиваемым старались обеспечить максимальный физический дискомфорт — в частности, их сажали на куски льда. В 1978 году Европейский суд по правам человека вынес вердикт, согласно которому британские спецслужбы были обвинены в применении негуманных и унизительных методов допросов, однако слово "пытки" не было использовано. В 1970-е годы сообщалось о применении пыток в израильских тюрьмах, где содержались палестинские заключенные, обвиненные в связях с террористами. В 1987 году Израиль сформировал специальную комиссию, которая изучила этот вопрос, согласно которому допускалось применение "ограниченного физического давления". Под этим, в частности, подразумевалось лишение сна, доступа к дневному свету, принуждение заключенного к пребыванию в неудобном положении, словесные угрозы, быстрая смена температуры в камере — от крайне низкой до крайне высокой, ограничение доступа к туалету и умывальнику и т.д. Многие государства-союзники США постоянно применяют пытки. Международные правозащитные организации, называют в числе таких государств, например, Саудовскую Аравию и Египет, хотя формально пытки в этих странах запрещены, как не соответствующие духу и букве исламского права.

Для получения информации от задержанных спецслужбы США разработали детальную стратегию. Манера и время проведения ареста рассчитываются таким образом, чтобы это стало полной неожиданностью для задерживаемого и причинило ему максимальный психологический дискомфорт. Арест должен проводиться тогда, когда преступник в наименьшей степени готов к этому и не способен оказать сопротивление — в идеале, это ранние утренние часы. Большинство людей в это время испытывают шок, чувствуют свою беззащитность, переживают мощнейший стресс и не способны адекватно реагировать на ситуацию. Поэтому допрос, проведенный непосредственно после ареста, часто дает нужные следствию результаты.

Существуют и иные законные способы давления. К примеру, это может быть временное лишение света (на голову человека одевают капюшон из плотной материи), пищи, воды или сна, подача еды в неурочное время, дезориентация во времени, назойливое задавание бессмысленных вопросов и т.д. Во время допросов могут применяться фразы, которые возвращают допрашиваемого к его детскому опыту. Например, "Ты на самом деле хороший мальчик", " Все мальчики делают это" и т.д. В этой ситуации следователь выступает в роли взрослого, которому "ребенок" может и должен довериться. С этой же целью талибов, содержащихся на базе Гуантанамо, приносили на допросы на носилках. Путешествие на носилках заставляет арестованного подсознательно ощутить себя ребенком в люльке.

В 2002 году газета Washington Post сообщила, что агенты ЦРУ, пожелавшие сохранить анонимность, рассказали о том, что для допроса лиц, подозреваемых в терроризме, они постоянно использовали метод "stress and duress" (примерный перевод — "стресс и давление". Это подразумевало, что агенты ЦРУ и сотрудники военной разведки избивали арестованных, не желавших давать показания, заставляли их долгое время находиться в маленьких помещениях, где нет возможности вытянуться во весь рост, заклеивали их рот липкой лентой, лишали сна и т.д. Тогда Администрация США категорически отвергала обвинения, что пытки применялись.

Однако, по данным Washington Post, издевательства над иракскими заключенными были частью особой методики подготовки арестованных к допросам. Они должны были быть ослаблены и напуганы, для чего их лишали, например, одежды — для приверженцев ислама, предписывающего максимально прикрывать тело, это было страшным потрясением. Кроме того, заключенных лишали горячей пищи и матрацев, если они отказывались сотрудничать со следствием.

Один из важнейших аспектов пытки — психологический. Исследования показывают, что человек, переживший пытку, получает серьезные психологические травмы, которые часто переходят в нервные и психологические расстройства, депрессию и бессонницу. Причина заключается в следующем: для каждого человека — его тело — сакральная территория, которой без разрешения не имеет права касаться никто иной. Пытка демонстрирует, что эти представления ложны — фактически, человек переживает разрушение своих наиболее глубинных представлений о жизни. В ходе пытки человек начинает ненавидеть свое тело — потому что именно из-за него он испытывает мучения. Часто у жертв пыток возникает синдром ненависти к своему телу, они относятся к нему, как зараженной и оскверненной территории.

Психолог Беатрис Патсалидес, многие годы изучавшая феномен пыток, автор книги "Этика непроизносимого", считает, что жертва пыток постепенно теряет чувство реальности, утрачивает ощущение границы между прошлым и настоящим, внутренним и внешним. Жертвы пыток долгое время не могут возвратиться к нормальной жизни, поскольку считают себя некими "пришельцами" с другой планеты, которые не способны понять людей, не переживших того, что пережили они.

Психолог Ширли Спитц, автор исследования "Психология пытки" пришла к выводу, что после применения пыток человек уходит в мир галлюцинаций. Палач ему кажется неким нереальным существом или предметом, не человеком — а источником боли и унижения. Жертва пыток полностью перестает доверять людям, она долгое время не подвержена влиянию общественных институтов. Спитц сравнивает этот процесс с превращением человека в насекомое, описанном в романе Франца Кафки "Превращение".

Ряд экспертов в области терроризма, считает, что применение пыток в отношении арестованных террористов, вероятно, может принести тактический, но не стратегический успех. Жертвы пыток, вышедшие на свободу, часто не просто стремятся утолить свое чувство мести, но и кардинально пересматривают свои прежние взгляды. Так, например, произошло в Египте. Египетские спецслужбы применяли пытки против задержанных членов организации "Братья-Мусульмане". В результате, через некоторое время, эта организация перестала быть умеренно-исламистской, и превратилась в экстремистскую и крайне жестокую структуру. Один из ныне известных активистов "Братьев-Мусульман" - врач Айман аль-Завахри — также пережил пытки. В результате, он сперва создал террористическую организацию "Египетский Исламский Джихад", а ныне является "правой рукой" Бен Ладена.

Автор Ольга Лазарева
Ольга Лазарева — выпускающий редактор Правды.Ру *
Обсудить