Как не надо бороться с застройкой: печальный опыт Хорошево-Мневников

Летом 2017 года исполнится год протесту, связанному со строительством жилого комплекса в Хорошево-Мневниках, на улице Живописной. Уже сейчас можно подвести некоторые итоги деятельности активистов по воспрепятствованию застройке.

Откровенно говоря, протест не решил ни одной из поставленных задач. Здание ЖК "Серебряный бор" возводится уже на уровне 3-5 этажей, никаких серьезных нарушений, которые могли бы стать юридическим основанием для остановки строительства, за год выявить не получилось, волна возмущения на оппозиционных ресурсах в блогосфере и СМИ осталась волной возмущения.

Есть несколько причин этой неудачи.

Главная из них — ярко выраженная политизация протеста. Первым же шагом протестной инициативной группы, давшим старт широкой медийной кампании, стала публикация открытого письма в "Новой газете", издании, обладающим жестким либерально-оппозиционным бэкграундом. Сейчас, кстати это письмо удалено с сайта "Новой газеты", но webarchive помнит все.

365708.png

Уже этот шаг сразу оттолкнул от участия в борьбе против стройки изрядное количество местных жителей, не захотевших ассоциироваться с медийной оппозиционностью.

Отметим, что это важный звоночек: если жители района выбирают между участием в протесте и риском прослыть оппозиционерами в пользу отказа от риска, значит, искомая стройка не слишком сильно будоражит умы местного населения.

Если проблема насущная и противоречащая жизненно важным интересам жителей, то они готовы ассоциироваться практически с кем угодно — лишь бы вынести свой вопрос в публичную повестку. В случае с протестом на Живописной, костяк инициативной группы был готов к таким "ассоциациям", а вот рядовое местное население — совсем нет.

О потере интереса людей к протесту свидетельствует и динамика сбора подписей на Change. org. Если еще полгода назад, в ноябре 2016 года активисты гордились тем, что им удалось собрать на этой платформе 13 000 подписей (большой вопрос сколько из них "живых"), то на май 2017 года видно, что прирост за эти 6 месяцев составил всего 1500 подписей. Это далеко от темпа аналогичного отрезка июнь — ноябрь 2016. Сейчас общее количество составляет порядка 14 500 подписей.

365709.png

Ситуацию изначально осложнял и тот факт, что все необходимые разрешения и официальные бумаги на руках у застройщика (и его подрядчиков) были в полном порядке. Законность их действий была подтверждена письмами из правительства Москвы (департамент градостроительной политики) и Москомстройинвеста.

При отсутствии готовности местных жителей массово участвовать в протесте (и возможности изыскать юридические основания для остановки стройки) протест был обречен на скатывание в медийную и политическую плоскость.

Это в итоге и произошло. Начался процесс выхода из инициативной группы простых жителей района. Это происходило на протяжении последних шести месяцев. В результате этого "исхода"ядро инициативной группы составили люди, которым этот протест был тоже важен. Но важен лишь для реализации личных, политических и вполне вероятно, что и материальных амбиций, а не для реального воспрепятствования строительству.

Также на горизонте обозначилась проблема дефицита публичных лидеров.

Первый из них, местный активист Вадим Калинин не смог сохранить позиции из-за своего неуживчивого характера. Руководитель движения "Мой двор" Михаил Бутримов не был воспринят в качестве такового из-за своей "мундепской" привязки к району Вешняки. Вообще-то, пока когда шла подготовка этого материала, он со скандалом покинул инициативную группу, обвинив ее членов в неспособности организовать реальное сопротивление.

Оппозиционный активист и участник "болотных" протестов, борец за права ЛГБТ Ярослав Никитенко получил обструкцию от соратников по инициативной группе — за то, что занимался пиаром на этом протесте.

Общественник же Георгий Федоров, увидевший подобные "раздраи", просто не захотел быть лидером.

Таким образом, группа не обрела единого публичного лидера, что сильно ударила по ее авторитету и узнаваемости.

365710.jpeg

Очень серьезные проблемы к текущему моменту возникли и в коммуникации между рядовыми участниками инициативной группы. Сейчас эта группа не имеет даже намека на целостность и единство позиции. Взаимные подозрения, борьба амбиций и дележ шкуры неубитого медведя привели к отсутствию нормального информационного обмена между людьми.

Более того, помимо личной неприязни, активистов разделило также мнение о том, что было раньше — курица или яйцо? А именно — что важнее: полевая работа, работа со СМИ или написание писем в инстанции? Каждый тянул и продолжает тянуть одеяло на себя. Любая попытка одного активиста повлиять на сферу ответственности другого заканчивалась крупным скандалом и ссорой. Никто не оказался способным унять личные амбиции в жертву общему делу.

Активистов побуждает к действию только возможность получить внимание блогосферы и СМИ, договориться на выгодных для себя условиях с застройщиком, получить на базе протеста путевку в муниципальные депутаты района.

Если бы не эти мотивы, то группа давно бы уже расползлась по действительно резонансным для района проблемам: реновация, изменение улично-дорожной сети, комплексная застройка кварталов.

Таким образом, по состоянию на май 2017 года инициативная группа находится в состоянии развала, что дает крайне печальный прогноз эффективности ее работы.

Если быть предельно честными и точными в определениях, то надо сказать прямо: протест закончен, протеста больше нет.

Но нет и худа без добра! На ошибках почившей инициативной группы из Хорошево-Мневников смогут научиться множество других столичных борцов с застройкой. Вот только объекты для протеста нужно выбирать заведомо проблемные, чтобы не получилось такого казуса, как в Хорошево-Мневниках.

Обсудить