Как Ольга Васильева может спасти отечественное образование

Профессор МГИМО: "Перед Ольгой Васильевой стоят непростые задачи"

Президент Владимир Путин 19 августа назначил министром образования заместителя начальника управления по общественным проектам Администрации Президента РФ, доктора исторических наук Ольгу Васильеву.

"Приоритетным для меня является учитель, потому что я считаю, что без учителя все остальное невозможно, я сама педагог. Так вот, именно учитель с большой буквы — это от него зависит наше с вами будущее, потому что сегодня дети, завтра — народ. Второе — это осмысление всего того, что было сделано: взять лучшее, что можно взять, и поступательно двигаться вперед. У нас прекрасный опыт не одного поколения и даже не одного столетия", — заявила Ольга Васильева в день назначения.

Позже новый министр также высказывалась о роли ЕГЭ и воспитания в современных школах.

Какие проблемы предстоит решить новому министру образования РФ Ольге Васильевой? Чего ждет общество от реформ системы образования?

Об этом Pravda.Ru рассказал историк, политолог, профессор МГИМО Олег Барабанов.

- Просматривается огромнейший пласт проблем. Применительно к министрам образования: каждый из них делал, в общем-то, достаточно хорошие вещи, но в целом, в общественном мнении закрепилась пословица: "Всегда может быть еще хуже". Филиппов ввел ЕГЭ. Казалось, что хуже не будет. Но за Филипповым пришел Фурсенко, и стало хуже. Казалось, что хуже не может быть. Но пришел Ливанов — и все начали вспоминать Фурсенко добрым словом. Сейчас много радости, патриотическая часть общества понимает, что, возможно, что сейчас есть шанс, что эта поговорка не сработает и новый министр будет лучше старых.

Второй момент: это вал помоев, который был вылит на Васильеву, когда она еще ничего не успела сделать, просто в день ее назначения. На ум приходит фраза: если либералы начинают вопить и стенать, значит, все сделано правильно. Вот это как раз тот случай, когда резко и дружно начали вопить и стенать. Выходит, все сделано правильно. Но, опять же, пока она ничего не сделала.

На что я надеюсь? Поскольку я историк, и Ольга Васильева — историк: она обратит внимание на страшную вещь: на ежегодное сокращение бюджетных мест на специальность "История в вузах". С одной стороны, президент говорил о духовных скрепах, о сакральном Херсонесе... И после Крыма значимость исторической памяти начала играть огромнейшую роль в нашей политике. И в то же время происходит чуть ли не в два-три раза сокращение бюджетных мест на историю. В результате это означает что? Сокращение числа преподавателей в вузах, схлопывание исторического высшего образования — в абсолютном противоречии с политикой президента. Я надеюсь, что министр Васильева расширит набор на исторические специальности.

С ЕГЭ сложнее. Понятно, что отменить его не удастся. Но у ЕГЭ есть один плюс при всех его минусах: он действительно позволяет хорошему выпускнику школы из любого региона России приехать, попробовать себя в абсолютно равной и нейтральной борьбе при поступлении в столичные и петербургские вузы. Вузовский экзамен — отдельный стресс, подготовительные отделения, кто-то больше свой, кто-то меньше свой... ЕГЭ дает больше возможностей, это правда. Но ЕГЭ не должен быть приговором, ЕГЭ нужно позволять сдавать хотя бы два раза.

Первый раз человек сдает ЕГЭ в январе-феврале последнего класса, получает оценку. Если она его не устраивает, он в мае-июне имеет право пересдать. И, соответственно, лучший результат ЕГЭ (не последний, а лучший из двух) несет в вуз. И вторая вещь — в вузе у абитуриентов должен быть выбор: он может принести результат ЕГЭ и его зачтут, или если абитуриент недоволен ЕГЭ, он имеет право сдать экзамен в самом вузе. Систему надо сделать добрее, ЕГЭ не должен становиться барьером между жизнью и прозябанием. Абитуриент должен иметь право выбора: либо ЕГЭ, либо, если он не удовлетворен ЕГЭ, вступительный экзамен в самом вузе. Если Ольга Васильева это сделает, то снимет проблему стрессов, поскольку основная проблема ЕГЭ — это проблема чудовищного стресса.

Еще одна большая тема — это остановить реформу Российской академии наук, слияние академических институтов. Здесь региональные научные центры страдают больше, чем Москва и Питер.

Еще одна важная вещь, чтобы ВАК — Высшая аттестационная комиссия, которая принимает решения о кандидатских и докторских степенях, подчинялась бы не министерству образования, а Российской академии наук. Только тогда будет обеспечен профессиональный контроль и мониторинг.

Вот вещи, на которые, я надеюсь, министр Васильева обратит пристальное внимание.

Читайте также:

Новый министр образования России: Забота об учителях в приоритете

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Обсудить