Эксперт: Поставки продуктов из многих стран Европы опасны для здоровья

В понедельник стало известно, что Россия может запретить поставки рыбы из Норвегии из-за некачественной продукции. По данным Россельхознадзора, только с января 2013 года было выявлено 51 недоброкачественных партий продукции из этой страны. В рыбе были найдены бактерии в том числе кишечная палочка, а также живые личинки глистов.

Помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко рассказал в интервью "Правде.Ру", что в последнее время ситуация с импортом продовольствия в целом ухудшилась.

"Европа всегда гордилась своей системой обеспечения безопасности, но этот год показал, что там есть серьезнейшие проколы на уровне всего Евросоюза. Например, там до сих пор не затухает колоссальный скандал с кониной, которая вдруг попала в пищевую цепочку в огромных количествах. Так, в некоторых продуктах доля конины вместо говядины доходила до 70-100 процентов.

Большие проблемы есть и у отдельных стран ЕС. Если говорить о Германии, очень крупном поставщике мясной, молочной продукции, там тоже большие недочеты, и в этом году мы вынуждены были ввести ограничения на поставку на продукцию сразу из трех федеральных земель Германии. Совсем недавно нам пришлось закрыть очень сильно поставки из Испании по тем же причинам — несоблюдение ветеринарного законодательства.

С Норвегией ситуация действительно крайне серьезная. У нас были переговоры по телефону в прошлую пятницу, и мы сообщили о том, что нас беспокоит. С начала года выявлено 51 нарушение при ввозе их продукции, это действительно очень много. По результатам мониторинга только начиная с марта, мы выявили несколько партий, которые никуда не годятся. Например, в печени трески мы обнаружили личинки живых гельминтов (глистов), причем такая продукция неоднократно приходила с одного и того же предприятия. Мы вообще закрыли поставки с него.

А нам наши норвежские коллеги говорят, мол, не беспокойтесь, будут эту печень готовить, варить- жарить, и личинки глистов погибнут. А кому приятно есть такое?

В рыбной продукции были выявлены микробы, способные вызвать сильнейшую пищевую токсикоинфекцию. А нам говорят — да ничего, вы просто лучше прожаривайте. Мы говорим о том, что требует наше законодательство.

Именно поэтому мы сейчас очень серьезно рассматриваем вопрос о приостановке поставки всей охлажденной рыбы из Норвегии, потому что это продукция очень высокого риска. Она приходит и, как правило, сразу направляется в магазины, она не может ждать. А если мы выявляем в ней микробные загрязнения и живых гельминтов — это никуда не годится.

Положение серьезное, потому что нарушаются правила ветеринарной сертификации, не проводятся анализы, которые требует наш закон.

В отношении рыбной продукции из других стран у нас тоже есть очень серьезные опасения. Например, чилийская продукция нас не во всем удовлетворяет. На прошлой неделе мы закрыли поставки с одного из вьетнамских предприятий. В отношении другой продукции, например, мясной, недавно мы ввели серьезные ограничения в отношении мексиканских поставок. Риски серьезные и при присоединении России к ВТО они выросли.

Еще более сложное положение с сертификацией сложилось на нашем внутреннем рынке. Нам предлагают ее отменить, а мы наоборот предлагаем ввести систему прослеживания всей пищевой продукции. Чтобы конечный потребитель знал, откуда она происходит, и, чтобы самое главное, знали те, кто по долгу службы обязаны проверять, иначе мы не сможем проверить.

Самое парадоксальное, что нас поддерживаете и отечественный бизнес, которому надоел беспредел и нечестная конкуренция со стороны мошенников, который хочет прозрачных правил игры и государственного контроля, потому что в данном случае государство выступает гарантом безопасности. А на государственном уровне сопротивление очень большое. Например, когда мы говорим о том, что ветеринарно сопроводительные документы должны выдаваться в электронном виде, чтобы сразу поступало во все базы данных, нам возражают в том числе наши коллеги из регионов.

В результате административной реформы 2004 года ветеринарную службу страны буквально разодрали на куски. Есть федеральный центр, а очень многие функции отдали в регионы. В регионах создали свои ветеринарные службы, очень разные по оснащенности и уровню работы. И это привело к очень большим бедам. Именно из-за этого мы потеряли миллион голов свиней из-за африканской чумы свиней.

Ветеринарным службам регионов передали еще и функции по выдаче ветеринарных местных бумажек, и они устроили из этого кормушку. А если мы будем выдавать их в национальном масштабе совершенно бесплатно — это их не устраивает.

Со времен Гоголя мало что изменилось, и проблемы с инфраструктурой остались, и с менеджментом. Проблема огромная".

 

Обсудить