Как бороться с массовыми задержками рейсов в России — Виктор ГОРБАЧЕВ

Размер компенсации за задержку рейсов в России предложили увеличить до 100% от стоимости билета. Такое обращение Общероссийское объединение пассажиров планирует направить в Госдуму. Изменения необходимо внести в воздушный кодекс, уверены авторы идеи.

Согласно предложению, минимальная компенсация пассажиру, который не улетел вовремя, должна составлять не меньше трети МРОТ за каждый час. Максимальная же не должна превышать сумму билета.

Ранее в Росавиации заявили, что готовы пойти на крайние меры, если авиакомпании не прекратят масштабные задержки чартерных рейсов. Основная претензия у туроператоров, пассажиров и надзорных ведомств сейчас к компании "Вим-Авиа". В конце мая перевозчик начал задерживать и отменять рейсы. Тысячи пассажиров были вынуждены ждать вылета, оставаясь в российских и зарубежных аэропортах по нескольку суток. Однако отнять лицензию из-за одних лишь задержек рейсов Росавиация не может.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Виктору Горбачеву, гендиректору Ассоциации аэропортов гражданской авиации.

— Ваше мнение об этом предложении?

— Я считаю, что компенсация, конечно, должна быть, но все в разумных пределах, безусловно. Ну что такое 100%? Тогда мы разорим все авиакомпании. Ну, останется у нас с вами один "Аэрофлот", только он один будет возить, кому легче-то станет?

— А по каким объективным причинам чаще всего происходят задержки, если это не чрезвычайная ситуация?

— На сегодняшний день примерно 80% задержек — это какие-то неблагоприятные метеоусловия. Дожди, грозы, ветры — это чаще всего. И только 20% задержек могут быть по вине авиакомпаний: не вовремя подан борт, не вовремя был подан резервный борт, либо техническое состояние не вызывает доверия, что-то произошло с воздушным судном. В конце концов, железо есть железо, оно портится. А лучше это на земле выяснить.

Есть в задержках и вина аэропортов, не всегда справляются с летним объемом. Обычно проблемы бывают только в летний период, когда идут массовые перевозки. Но здесь аэропорты тоже можно понять. Конечно, можно принять на работу людей дополнительно, но нужно же их обучать, люди должны быть сертифицированные, с лицензией на этот вид деятельности. А когда сокращаются объемы перевозок в мертвый сезон, куда девать этих людей? Если их оставлять, они будут просто сидеть и курить в углу. А им нужно платить зарплату. Это большие расходы. Поэтому аэропорты вынуждены справляться теми силами, которые есть. Минимальным количество работников хотят обслужить большее количество авиакомпаний, но такое не всегда получается.

— Дополнительные работники нужны только на летний период?

— Да. У нас массовые перевозки в летний период, с мая по сентябрь. А остальное — мертвый сезон. Выезжают на какие-то праздники, но это эпизоды. Это уже не регулярные полеты.

Понятное дело, что хочется 100% получить за сданный в кассу тут же билет и уйти. "Не полетели, извините. Нате вам 30 тысяч и уходите". Но так не бывает. Получить деньги можно будет, дай бог, если через полгода или еще больше, они же в обороте.

Но нужна альтернатива. Да, если какие-то страшные задержки на 2-3 дня, тебя должны отправить другим рейсом, ты можешь сдать билеты, и тебе должны это компенсировать непременно.

— Как повысить мотивацию у перевозчиков, чтобы люди без экстренных причин не страдали от задержек?

— Безусловно, и перевозчики, и аэропорты виноваты. Самое главное, почему все это происходит? Нет информации. Люди не знают, что делать. А представители авиакомпаний убегают, их не найдешь, они уходят со стойки. К ним приходят, трясут, берут за грудки, а они прячутся, потому что сами ничего не знают. Их руководство не информирует.

Поэтому наши регуляторы, Росавиация и Ространснадзор, должны более жестко подходить к вопросу. Выпустить соответствующие документы: если авиакомпании не будут информировать, и будут жалобы — отберут лицензию.

А у нас все самые хорошие и невинные, регуляторы смотрят только за техническим состоянием воздушных судов, это правильно, но недостаточно. За выполнением работы никто не смотрит и за качеством. Это бросают на общественные организации типа ассоциаций. Но ассоциация — это добровольная организация, хочешь — выполняй, хочешь — не выполняй, какие бы рекомендации ассоциация ни выпускала.

Но есть же еще и четкие рекомендации международной организации гражданской авиации (ИКАО), как нужно поступать, что нужно через четко установленное время информировать. Это не только в России, во всем мире происходит. Посмотришь, так же люди лежат на полу, и им бутылки воды не дадут. Это всеобщая беда. Нужно постоянно об этом говорить и писать. Ребята, вы берете деньги, причем деньги немалые, люди платят тысячи, десятки тысяч. Так что пассажиры справедливо за эти деньги хотят сервиса не только на борту, но и здесь, на земле.