Как россиян защитят от слежки через гаджеты — Сергей СКРИПНИКОВ

Зарубежные корпорации, которые занимаются сбором больших данных о российских пользователях и их устройствах, должны делиться информацией с российскими компаниями и владельцами этих устройств.

Такое предложение внес Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) в ходе недавно состоявшейся конференции по большим данным.

Суть инициативы заключается в том, чтобы не передавать данные без ведома российского владельца устройства и предоставить ему доступ к этим сведениям, поскольку их анализ может быть полезен самим пользователям. При этом россияне часто даже не знают, какие именно данные собирает их техника.

К примеру, совсем недавно из-за отказа предоставлять свои данные о пользователях Роскомнадор заблокировал сайты канадского производителя смартфонов BlackBerry, что сказалось на невозможности их владельцев воспользоваться некоторыми сервисами устройства.

Директор по технологическому развитию ФРИИ Сергей Алимбеков отметил, что эксперты группы по регулированию больших данных собирают комментарии к инициативе для подготовки финальной версии документа для предоставления его федеральным властям.

Кстати, тревога россиян по поводу незнания, какую именно информацию о них собирают зарубежные фирмы, не беспочвенна. На Западе уже давно не секрет, что следить за людьми могут и телевизоры, и даже игрушки. "Правда.Ру" сообщала об этом. Европейская организация по защите прав потребителей и американские правозащитные организации подали жалобы во властные структуры ЕС и США в связи с продажей игрушек, способных собирать информацию о детях и их домах. Это куклы и роботы компании Genesis Toys. Для их работы требуется подключение к Интернету через смартфон или планшет.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к Сергею Скрипникову, заместителю директора Фонда развития интернет-инициатив.

— Современный человек буквально окружен "умными" гаджетами. Сегодня техника от фитнес-браслетов, телефонов и TV до автомобилей и производственного оборудования собирает и передает информацию. Но какую? Куда она попадает, и как контролировать этот процесс?

— Никто не знает, какие данные куда уходят. Это одна из проблем: этот рынок не отрегулирован. Как представить себе дорожное движение, если правил нет, и каждый ездит, как хочет. В данном случае у нас примерно схожая ситуация, какие-то компании что-то себе сохраняют, какие-то — нет. Мы сами этого не знаем.

Что касается гаджетов, здесь очень важно разделять, что есть так называемые большие пользовательские данные, то есть то, что относится к нам, пользователям, простым людям, а есть большие данные, которые относятся к промышленности, к сельскому хозяйству. Идея законопроекта заключается в двух главных вопросах. Во-первых, нужно защитить пользователя, для этого нужно описать те случаи, в которых без разрешения пользователя его данные нельзя использовать или продавать кому-то.

А вторая история — это то, что если определенными данными не позволить компаниям обмениваться, то у нас эта индустрия очень сильно отстанет от Запада, и в результате наши российские компании не сформируются, а ведь здесь могут возникнуть компании уровня "Яндекса", уровня "МТС" — это огромный рынок на миллиарды долларов в будущем. И поэтому очень важно все-таки разрешить определенные данные продавать друг другу, например, обезличенные, данные, которые не относятся к персональным.

Потому что есть наши с вами персональные данные, например, чем мы болеем, какая у нас национальность, паспортные данные, то, что позволяет нас однозначно определять, что это вы, а это я. А есть данные, которые являются обезличенными. Самый простой пример: представьте себе Москву. Очень многие компании, телеком-компании, транспортные компании, знают, как перемещаются пассажиропотоки по городу, в каких местах много людей, а в каких мало. Например, вы хотите открыть ресторан. Вам же интересно знать, где, например, ходят люди с высоким уровнем доходов, в каком месте выгоднее всего открыть ресторан. Вы бы за эти данные заплатили? Вам же не нужно знать, что там ходит именно Сергей или кто-то еще. Вам важно знать, что там ходят тысячи людей с высоким уровнем дохода. Получается, что если эти данные обезличенные — то они не персональные. Например, те компании, которые этими данными владеют, они бы с удовольствием бы их продали тем, кто хочет открыть ресторан. Но сейчас, если они это сделают, возможно, это окажется впоследствии нарушением закона. Вот для этого нужно разрешить в определенных случаях этими данными торговать, чтобы возник новый бизнес.

— В чем заключаются ваши предложения?

— Мы собрали специальную рабочую группу, которая занимается подготовкой предложений для закона о регулировании больших данных по России. Мы хотим внести предложения по регулированию больших данных для того, чтобы и российские, и западные компании совершенно легально могли работать с большими данными не только пользовательскими, но и промышленными. Сейчас эта зона находится в серой области. Все друг другу что-то продают, торгуют, обмениваются, а можно так делать или нельзя — в России такое регулирование отсутствует.

Рабочая группа сформировала первый список предложений, среди них есть предложения для различных производителей датчиков, оборудования, которые собирают данные. Например, компания построила фабрику, закупила туда современные станки, эти станки сейчас подключены к Сети, на них стоят тысячи датчиков для того, чтобы можно было делать предварительный ремонт, например, эти датчики сигнализируют в каком состоянии этот станок, сколько он обработает там, когда наступит время гарантийного ремонта и так далее. Но, к сожалению, сейчас те компании, которые, например, покупают эти станки, они не знают, какие данные и куда эти станки отправляют. Например, производители сейчас ставят различные датчики, которые позволяют отслеживать метеоусловия, состояние почв, влажность и так далее, все, что нужно фермерам. Они все подключаются к Сети, и у них есть опасения, что часть этих данных может агрегироваться у западных компаний, а сами владельцы этих датчиков могут этого не знать.

— Каким вы видите практическое воплощение этой инициативы?

— Наши предложения будут сфокусированы на том, чтобы, с одной стороны, защитить пользователя, чтобы все, что касается его персональных данных, осталось под защитой, а всем тем, что не является для него важным и чувствительным, компании могли обмениваться и торговать этими данными. А как именно уже это организовать, какие типы данных бывают, к гаджетам они относятся, к станкам и так далее — вот, собственно, эту инициативу мы сейчас обсуждаем с представителями интернет-индустрии и экспертами. Мы для этого собирали специальный форум, для того, чтобы потом понять, какие предложения здравые, а какие нет.

Предварительные предложения сформированы рабочей группой. В нее входит 50 человек из 40 компаний, как российских, так и зарубежных. Это и телеком-операторы, и IT-компании. И вот, собственно, мы как раз и хотим помочь всем договориться самим, чтобы никто потом не пришел и не отрегулировал их, что называется, ежовыми рукавицами. Идея в том, чтобы помочь рынку организовать это самое регулирование и наладить нормальный диалог друг с другом.

Когда дискуссии завершатся, мы планируем, что к осени мы их все проведем, тогда мы сможем понять, какие все-таки предложения мы реально хотим оформить в законопроект. Идей у нас множество, они обсуждаются. В ближайшие несколько месяцев мы будем проводить открытые и закрытые встречи, где индустрия, IT-индустрия, телеком-индустрия, промышленники, фермеры и другие компании будут обсуждать этот вопрос. И по итогам этих обсуждений мы сформулируем финальные предложения. А потом мы внесем наши предложения, о которых мы договорились, в Думу и в правительство.

Обсудить