Ярлыки против хаоса в интернете

30-летний программист из Нью-Йорка Джошуа Шахтер разработал программу, позволяющую пользователям отмечать понравившиеся сайты и странички уникальными словами, сохранять их и обмениваться получившимися ярлыками друг с другом.

Ярлыками могут пользоваться все пользователи сайта del.icio.us Сейчас их больше 85 000 человек.

Например, если кто-то отметил статью об Ираке, то эта ссылка добавляется к списку других ссылок об Ираке на del.icio.us, а все пользователи этого сервиса, желающие почитать об Ираке, могут его просмотреть и увидеть, кто отметил те или другие материалы.

«Ярлыки — это едва ли не самый важный программный инструмент прошлого года», — говорит адъюнкт-профессор курса Interactive Telecommunications Program при New York University Клэй Шерки.

И в самом деле, приживаются и распространяются они очень быстро. Новую технологию берут на вооружение специализированный, составляющий индекс блогов сайт Technorati Inc. и разработчик корпоративных порталов Plumtree Software. Компания Amazon.com Inc. сообщила в феврале о намерении инвестировать средства в молодую фирму 43 Things, работающую по новой технологии. А сетевой гигант Yahoo в марте выложил не называемую сумму за созданный год назад фотообменный сайт Flickr, у которого уже 420 000 подписчиков. Руководство Flickr считает, что такой успех достигнут потому, что пользователей привлекла возможность пользоваться ярлыками. Yahoo ничего не говорит о своих дальнейших планах, но, как предполагается, новая практика будет введена во всех принадлежащих Yahoo Интернет-ресурсах.

У Yahoo есть все основания серьезно относиться к новой технологии свободного обмена ярлыков. По существу, это новый подход к организации и поиску информации в Интернете, а между тем традиционным поисковым порталам типа того же Yahoo и Google Inc. отраслевые аналитики предрекают сокращение числа пользователей.

Новая система не заменит Google и иже с ним. Но в дальнейшем люди станут пользоваться ею все чаще и все меньше прибегать к услугам привычных поисковых машин. А это в свою очередь может ударить по прибыли от поисковой рекламы, которая приносит внушительную часть дохода и Google, и Yahoo. Никаких предварительных оценок пока нет, но потеря даже нескольких минут внимания пользователей в день может обойтись им очень дорого.

При всех достижениях техники поиска на традиционных поисковых порталах в последние годы один их недостаток просто бросается в глаза: независимо от количества представленных ими результатов и быстродействия они не могут сопоставить результаты поиска и контекст запроса. Они могут найти слово, но не воспринимают разницу его значений. Например, на слово «питон» Google выдаёт сайты о рептилии, программном языке и даже о Mонти Питоне. Чтобы найти нужное вам, придется пролистать множество лишних страниц.

Люди отмечают, что им понравилось в Интернете, а что нет, чтобы идущие вслед за ними могли пользоваться этой разметкой, как вешками, на пути сквозь киберпространство. Ярлыки — это новая форма упорядочения хаоса Сети.