Ученые нашли "молодящуюся" звезду

Загадка, связанная с одной массивной звездой Млечного пути, долгие годы не дает покоя астрономам. Хотя она и кажется "молодой", ей присущи ряд признаков, которые характерны для зрелых звезд.

Изначально исследователи классифицировали эту звезду как звезду "зрелого возраста", возможно, красного гиганта. Однако в новом исследовании, проведенном астрономами из НАСА во главе с астрохимиком Мартином Кординером из Центра космических полетов Годдарда НАСА, США, показано, что звезда на самом деле представляет собой протозвезду, или "звезду-младенца", укутанную в кокон из газа и пыли, в котором происходит её формирование.

При определении возраста звезды IRAS 19312+1950 ученых смущали особенности радиоспектров этой звезды, известные как мазеры, которые указывали на "зрелый возраст". В астрономии мазеры наблюдаются, когда молекулы определенных газов возбуждаются и интенсивно излучают в узкой полосе радиочастот. Мазеры монооксида кремния (SiO) и гидроксила (OH), обнаруженные для этой звезды, характерны за очень редким исключением для звезд довольно большого возраста, поэтому они почти убедили ученых, что изучаемая звезда далеко не младенец.

Однако в новом исследовании Кординер и его коллеги, выполнив дополнительные наблюдения звезды IRAS 19312+1950 при помощи космической обсерватории "Гершель" ЕКА и проанализировав архивные данные наблюдений, проведенных ранее при помощи космического телескопа НАСА "Спитцер", нашли, что звезда, скорее всего, находится на одном из первичных этапов эволюции.

Об этом свидетельствует несколько фактов, обнаруженных в ходе наблюдений. Во-первых, исследователи обнаружили, что объект примерно в 20000 раз ярче, чем считалось ранее, однако его наблюдаемая яркость снижена из-за окружающего его плотного облака из частиц водяного и углекислотного льдов, поглощающих свет. Во-вторых, это облако ледяных частиц сжимается, что характерно для формирующихся звезд, вместо того чтобы расширяться, как это бы имело место в случае старой звезды.

Масса оболочки из газа и пыли вокруг звезды IRAS 19312+1950 составляет порядка 500-700 масс Солнца, что допустимо для молодой звезды, но не может получить объяснения, если считать эту оболочку отходящими в космос слоями глубоко проэволюционировавшей звезды.

Исходя из этого, команда Кординера заключает, что объект IRAS 19312+1950 представляет собой протозвезду, впрочем объяснение необычным мазерам, наблюдаемым для этой звезды, авторы работы пока не нашли.

Астрономы не слишком часто балуют своими открытиями, но зато результаты их исследований почти всегда бывают ошеломляющими. Например, как рассказывала Правда. Ру, открытая не так давно "невидимая" галактика Dragonfly 44, как выяснили ученые, не только схожа с Млечным Путем по количеству звезд и их разбросанности, но и равна по весу.

"Эту галактику можно назвать "тёмной версией" Млечного Пути. Из каждых 100 звёзд, которые должны были родиться в ней в нормальной обстановке, возникло лишь одно светило. Почему это так, мы на самом деле не знаем", — считает Питера ван Доккума из Йельского университета (США).