Кислорода на Марсе в сотни раз больше, чем надо для жизни - астробиологи

Есть ли жизнь на других планетах? Смог бы человек туда переселиться? Этими вопросами человечество стало задаваться с того самого момента, как первый раз взглянув на небо, обнаружили там бессчетное количество светящихся точек.

Люди давно приглядываются к ближайшим к Земле планетам, одним из наиболее возможных для колонизации небесных тел частенько называют Марс, причем не только писатели-фантасты, но и футурологи с ученой степенью.

Находки последних лет лишь подогрели интерес к марсианской тематике. Даже, несмотря на отсутствие в марсианских пределах развитой цивилизации, построившей, как полагали астрономы прошлого, сложную сеть каналов, ученые продолжают поиски внеземной жизни. Ведь до сих пор теплится надежда на то, что на Марсе существовали, а может быть и до сих пор живут некие микроорганизмы, причем аэробные.

Недавние исследования ученых из Калифорнийского технологического института показывают, что кислорода в приповерхностных слоях Марса достаточно для жизни. Выводы ученых опубликованы в журнале Nature Geoscience.

На сегодняшний момент почти не осталось сомнений в том, что в далеком прошлом Марс имел плотную атмосферу. Однако сравнительно небольшой размер планеты, отсутствие магнитного поля в итоге привели к тому, что поверхность постоянно подвергалась внешним воздействиям, которые неблагоприятным образом сказались на атмосфере Красной планеты — сегодня она разреженная, то есть давление у поверхности в 160 раз меньше земного. Кислорода в ней не более 0,14 процента, и поиски возможной жизни до сих пор были направлены на анаэробные микроорганизмы, не нуждающиеся в кислороде, наподобие тех, что живут, например, глубоко у океанического дна или в кратерах вулканов.

Недавние изыскания показали, что в некоторых регионах Марса, под поверхностью, на небольшом залегании могут быть скрыты настоящие водоемы, заполненные водой в ее жидком агрегатном состоянии, обогащенной минералами.

Автор исследования американский астробиолог Влада Стаменкович (Vlada Stamenković) и его коллеги решили попробовать определить количество кислорода, которое могут накапливать эти подповерхностные озера. Ученые рассчитали способность сильно соленой воды, не замерзающей даже на Марсе, растворять кислород. Помимо этого, они учли климатическую историю планеты, и выяснили, что скрытые водоемы Марса могут содержать от 2,5 мкМоль до 2 Моль кислорода на каждый кубометр жидкости. Самая высокая концентрация, как полагают исследователи, должна наблюдаться у полюсов, где температура вызывает растворение газа.

"Концентрации кислорода на Марсе на порядки, в сотни раз выше, чем тот минимум, который требуется для существования аэробных, дышащих кислородом микробов", — отмечают авторы работы. Это дает пока призрачную, но все-таки надежду обнаружить на Красной планете формы жизни.

Ранее Правда. Ру писала о том, что ученые не исключают вероятности обнаружения простых форм жизни на планетах и спутниках Солнечной системы