Россия запатентовала способ очистки орбиты от космического мусора

Очисткой геостационарной орбиты, на которой работают спутники связи и передачи данных, от займется специальный космический аппарат. Начало его разработке уже положено в НПО машиностроения. Как рассказал Интерфаксу почетный генеральный конструктор предприятия Герберт Ефремов, на начало этого года в космическом пространстве насчитывалось порядка 17,5 тысяч объектов, созданных руками человека. При этом действуют, то есть управляются, всего 1370 из них.

Сейчас Россия получила патент на изменение орбиты тех спутников, которые работали на ГСО и прекратили существование. По словам Герберта Ефремова, схема действия системы следующая. На орбиту запускается спутник. Но движется он не по вращению Земли, как все остальные, а навстречу. Примерно чуть ниже или немного выше орбиты аппарата, который закончил работу.

Спутник будет оборудован специальными тормозящими модулями. Они будут направляться на встречное столкновение с аппаратом, который нужно убрать с орбиты.

Кстати, как заявили в НПО машиностроения, патент на подобную схему работы открыт и не представляет никакой секретности. Кроме того, на разработку этих идей были затрачены буквально копейки. Несмотря на это, на предприятии назвали их идеями будущего.

Спутник, которые планируют запустить на орбиту, будет следить за обстановкой и оперативно воздействовать на аппараты, прекратившие работу.

Добавим, что сейчас возможность отслеживать уровень загрязнения космического пространства имеют лишь две страны в мире — Россия и США. Вовремя обнаружить нахождение в космосе "мусора" очень важно. Ведь неуправляемые объекты могут отклониться от своего курса и оказаться на пути других.

По словам специалистов, вышедшие из строя устройства сильно прецессируют. Наклонение орбиты может меняться с периодом 54 года до 30 градусов.

К примеру, в начале ноября на территории штата Качин на севере Мьянмы упали несколько больших металлических объектов. Эксперты предположили, что это китайский космический мусор, а именно части ракеты Long March 11, которая была запущена 9 ноября с космодрома Цзюцюань.

Кстати, идеи по уборке орбиты высказывали и в NASA. Там предложили перерабатывать обломки вышедших из строя спутников, а потом отправлять их на Марс.