Люди без фантазии действительно существуют, уверены ученые

Неспособность воссоздать в голове образы близких людей, красочные описания в книгах или какие-то абстрактные предметы ученые называют афантазией. И, как оказалось, таких людей на планете немало - примерно 2,5% населения Земли. Об этом рассказывается с статье, опубликованной  журналом Cortex.

Открыли данный феномен группа ученых под руководством Адама Земана из университета Эксетера в Великобритании совершенно случайно, когда к ним обратился за помощью человек, потерявший способность к воображению после операции на сердце. Вскоре этот случай был опубликован в одном американском научном издании, после  чего к группе Земана обратились еще два десятка человек с подобными симптомами.

Это и натолкнуло натолкнуло британских нейрофизиологов на мысль, что изученный прежде случай не является уникальным феноменом, и что все эти проблемы с фантазией могут иметь общую нейрофизиологическую основу.Чтобы проверить возникшую гипотезу ученые связались со всеми обратившимися людьми, провели несколько собеседований с ними и попытались найти те особенности в работе их мозга, которые могут обуславливать развитие афантазии, при помощи магнитно-резонансного томографа.

Как оказалось, добровольцы действительно не воображали того, что они потеряли фантазию - те области мозга, которые отвечают за визуализацию воспоминаний, не становились более активными, когда ученые просили их представить себе лицо матери или какие-то другие яркие вещи.

Механизм возникновения афантазии ученым пока не понятен. Единственное, что они сейчас  знают точно, так это то, что она может быть как врожденной, так и приобретенной, как в случае с первым участником эксперимента.

После проведенных исследований с группой "людей без фантазии" к ученым из университета Экстера обратилось уже почти тысяча человек с подобными проблемам. По словам Земана, заручившись их поддержкой, нейрофизиологи попытаются найти корни такого необычного заболевания. Это даст им возможность понять, как происходит такой сбой и существуют ли способы исправить дисфункцию.

Вполне возможно, что изобретение ученых из  Томского государственного университета могло быть помочь в этом исследовании. Как писала Правда. Ру, томичам, совместно с зарубежными коллегами из пяти стран, удалось создать искусственную копию человеческого мозга. Она, как и естественный мозг, способна к самообучению, а также на ней можно моделировать различные патологические состояния и расстройства памяти с целью разработки механизма их лечения.

Недавно также стало известно об аналогичной разработке ученых из Университета штата Огайо. Но здесь речь идет уже не о радиоэлектронной, а биологической копии мозга. Основой для нее послужили зрелые клетки кожи, которые специалисты перепрограммировали в индуцированные стволовые клетки, способные развиваться в различных направлениях и формировать любую ткань в организме.

Процесс выращивания модели занял около трех месяцев. По словам руководителя группы разработчиков, одного из сооснователей стартапа NeurXstem, профессора Рене Ананда, по характеристикам искусственно выращенный образец соответствует мозгу пятинедельного эмбриона.