Виртуальные рельсы для киберавтомобилей

Европейская программа безопасности движения кроме традиционных мер регулирования транспортных потоков включает в себя и разработку "умных" автомобилей, которые помогут хозяевам перемещаться по оптимальным маршрутам, а также спасут мегаполисы от многокилометровых транспортных заторов.

Из лабораторий уже вышли два проекта – Cyber Car и Cyber Move, которые научили автомобили ориентироваться в пространстве и передвигаться по городским улицам без водителя.

На следующем этапе инженеры хотят наделить машины "голосом", чтобы они "общались" друг с другом. Автомобили научатся обмениваться данными, передавать предупредительные сигналы и координировать свои действия.

В результате, по мнению разработчиков, должна появиться автоматизированная система городского транспорта, в которой большая часть нагрузки будет перенесена с водителя на компьютер.

Однако перед тем как приступить к созданию финальной версии Cyber Car 2, участникам проекта потребуется разработать единые дорожные правила, которые могли бы определять действия автомобилей даже в спорных ситуациях.

В действующих ПДД стран Объединенной Европы существует много "узких мест", когда одна и та же ситуация с точки зрения законодательства может расцениваться по-разному.

Эту задачу исследователи также поручили вычислительной технике. При помощи одного из мировых суперкомпьютеров они смоделировали миллиарды дорожных ситуаций и изучили способы их разрешения.

Кроме того, анализу были подвергнуты реальные истории, происходившие на дорогах Старого Света за последние четверть века. Полученные ответы лягут в основу нового кодекса правил дорожного движения Европы, а также алгоритмов поведения киберкаров.

В проекте Cyber Car 2 впервые было реализовано еще одно ноу-хау европейских конструкторов.

Теперь при движении в пробке автомобили будут плавно следовать друг за другом, соблюдая синхронность в переключении скоростей и торможении.

Люди, большинство из которых не способны спокойно переносить долгое ожидание, будут исключены из процесса управления.

Это лишь один из многих видов коммуникации между машинами, которые планируется внедрить в новые модели. Все находящиеся рядом автомобили будут соизмерять свое движение с траекторией соседей по дороге, они смогут самостоятельно притормаживать, перестраиваться и пропускать друг друга.

Конструкторы Cyber Car 2 обещают, что уже в следующем году часть инновационных разработок найдет применение в серийных моделях автомобилей. В дальнейшем планируется выпуск так называемых "дуальных" авто, где систему безопасности будет можно отключить и использовать ее только в качестве "советника".

И лишь затем на дорогах Европейского Союза появятся новенькие киберкары. Однако инженеры уверены, что этого не произойдет по крайней мере до 2015 года.

Сможет ли подобная компьютеризация автомобилей привести к полному исключению влияния человеческого фактора на дорожное движение в городах? На эту тему "Правда.Ру" пообщалась с кандидатом физико-математических наук, специалистом по транспортной логистике Леонидом Найденовым.

"С точки зрения ученого и исследователя я нахожу разработку инженеров из Евросоюза очень интересной, – делится эксперт. – С момента запуска первого этапа программы безопасного движения они представили огромное количество инноваций как в области программирования, так и в автомеханике.

Но как водитель я просто не могу согласиться с самой целью проекта. Фактически автомобиль превратится в еще один вид городского транспорта, прокладывающего себе путь по заданным направлениям-"рельсам". От трамвая или метрополитена его будет отличать лишь количество посадочных мест.

Спросите любого автолюбителя, и он скажет, что контроль над автомобилем дарит одни из самых ярких эмоций в жизни любому водителю. Хочется надеяться, что в подобной автоматизации останется место для живого человека".

Обсудить