Британские ученые рассчитали дату самого первого солнечного затмения

Дату самого первого солнечного затмения, зафиксированного в исторических источниках, удалось установить британским физикам Колину Хамфрису из Кембриджского университета и Грэму Уоддингтону их Оксфордского университета.

По мнению исследователей, древнейшее наблюдение за астрономическим явлением произошло 30 октября 1207 года до нашей эры. Об этом сообщается на сайте университета Кембриджа.

Как считают ученые, их открытие позволяет уточнить хронологию истории древнего мира. К примеру, периоды правления фараонов Рамсеса II Великого и его сына Мернептаха можно установить с точностью до года.

Cолнечное затмение упоминается в ветхозаветной Книге Иисуса Навина, предводителя еврейского народа во время завоевания земли Ханаан (нынешняя территория Израиля и Палестины).

Момент затмения в Ветхом завете описываются так: "Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Бог Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим".

По мнению Колина Хамфриса, если эти слова описывают реальное наблюдение, то произошло значимое астрономическое событие. "Наша задача — понять, что в действительности означает этот текст", — считает ученый.

Присутствие израильтян в Ханаане подтверждают независимые свидетельства, которые были обнаружены на стеле египетского фараона Мернептаха сына Рамсеса II Великого. Предположительно, эти надписи относятся к периоду между 1500 и 1050 годом до нашей эры.

Для определения даты затмения историки использовали оба найденных текста. Однако ученые искали лишь упоминания полных солнечных затмений и не учитывали случаев кольцеобразных затмений.

Физики разработали новый код Eclipse, который учитывает различия в скорости вращения Земли с течением времени. Таким образом они и смогли выяснить дату первого зафиксированного солнечного затмения.