Вымершие динозавры были птицами

В результате 12-летних исследований останков 10-метрового хищного динозавра, найденного в Аргентине, выяснилось, что у этого ящера были воздушные мешки, которые помогают птицам "прокачивать" через легкие больше воздуха. Это открытие показало сходство его дыхательной системы с птичьей.

Итоги исследования дают прямые свидетельства происхождения птиц от динозавров. "Птицы обладают самой уникальной дыхательной системой среди животных", - отмечает ведущий автор исследования Пол Серено из Университета Чикаго. Его слова приводятся в сообщении университета. Из-за высоких энергетических затрат, необходимых для полета, птицы обладают большой потребностью в кислороде. Воздух проходит через легкие птиц насквозь - при вдохе наружный воздух идет через легкие в воздушные мешки, а при выдохе воздух из воздушных мешков опять идет через легкие наружу. Воздушные мешки расположены в промежутках между органами, под кожей и даже внутри полых костей, сообщает РИА Новости.

Группа американских палеонтологов под руководством Серено изучала кости динозавра, получившего наименование Aerosteon riocoloradensis, обитавшего на берегах аргентинской реки Рио Колорадо в меловом периоде, около 85 миллионов лет назад. Он был найден еще в 1996 году, но ученым понадобились годы работы, чтобы очистить кости от отложений и изучить их с помощью компьютерной томографии. "Этот динозавр, в отличие от всех других, дал нам прямые свидетельства существования у динозавров воздушных мешков, которые участвуют в процессе дыхания у птиц", - отметил исследователь Рикардо Мартинес.

Ученые предлагают три возможных объяснения появления воздушных мешков у динозавров - по одной из версий, динозавру, которому приходилось много бегать, была необходима более эффективная дыхательная система. Кроме того, возможно это связно со снижением веса или с высвобождением избыточного тепла. Серено считает, что именно высвобождение избыточного тепла было главной причиной появления птичьей дыхательной системы у этого динозавра - у них не было потовых желез, и дыхание было единственным способом охлаждения.